Семейный

помощник

Сайт создан в рамках реализации комплексной программы Тамбовской области "Защитим детей от насилия!" на 2015-2017

Мы строим свою жизнь: налаживаем быт, ходим на работу, готовим, стираем, убираем, даем советы, делаем покупки, налаживаем отношения, разрушаем их, разводимся, выстраиваем свою жизнь заново, беремся за лучшую жизнь детей. Со своей точки зрения – у нас же «опыт», нам «лучше знать»... И по кругу, и по кругу... Только успеть, не сломаться, чтобы всё как у всех и даже лучше. И за этой гонкой не слышим и не видим (или не хотим видеть и слышать), спрятанный за «колючками», грубостями, забитый в самый дальний уголок маленькой души отчаянный вопрос: «Мама, а Я?», «Кто Я для тебя?», «Зачем Я тебе?», «МАМА, А КАК ЖЕ Я?»

«Зачем вся эта работа, если я тебя не вижу?»

«Зачем мне эти обновки, если я не могу подойти и сказать тебе самого простого... как мне плохо?»

«Зачем мне эти диеты и новое питание, если мне плохо внутри и я один(а). Если меня никто не поддерживает, и мне не на кого рассчитывать?»

«Зачем мне этот твой новый муж и твоя новая жизнь?»

«МАМА.... А Я?»

Разговаривайте с детьми о самых простых вещах.

Разговаривайте с детьми о самых сложных вещах.

Разговариваете с детьми об очевидных вещах и самых интимных.

Говорите о чувствах, объясняйте поступки и принятые решения.

Говорите о жизни и смерти, о боли, о горе, о потере и радости....

Говорите...

И слушайте...

 

                                                                                                                психолог ТОГБУ СОН "Забота" Ульяна Котельникова

31589fa579215ce52251e1e24c1fde25....

10098442 56a258225f9b58b7d0c93174Ваш ребенок больше проводит время в социальной сети «Вконтакте» чем в живом в контакте с Вами? Как выйти из оффлайна Ваших отношений и уберечь подростка от потенциальной угрозы?

Сегодня в СМИ все чаще появляются подогретые паникой новости и противоречивая информация об опасных интернет сообществах и так называемых «группах смерти» для подростков, городских квестах с риском для их жизни. Почитать об этом и составить свое впечатление можно даже теперь в «Википедии», открыты для ознакомления бывшие диалоги подростков с арестованными агитаторами, появились группы активистов, ведущие самостоятельную борьбу против «темной стороны» интернета. Это породило в среде родительского сообщества массу резонных волнений, паник и стихийных воспитательных попыток запретить подросткам использовать социальную сеть «Вконтакте» — излюбленное место встречи молодежи в интернете.

Многие родители с большой активностью открыли свою партизанскую войну в «глобальной паутине», начиная от пристального изучения профайлов своих детей до требований удалить свою страничку. Так ли эта проблема выглядит, как о ней говорят? Стоит ли еще больше усложнять и без того непростые отношения с подростками в вопросе доверия и свободы? Что важно знать об этом, чтобы заранее увидеть первые «тревожные звоночки» в поведении Вашего ребенка или его друзей? Что делать со своей тревогой по поводу этой проблемы , чтобы не переносить ее на хрупкие плечи ребенка?

student 1647136 640Беспокойство родителей понятно — тысячи детей и подростков ежегодно предпринимают попытки убежать из дома, и хотя большинство пап и мам не верят в реальность детских угроз (причин-то, на наш взгляд, нет!), тревога все-таки остается.

Причины бегства.

Причин совершить побег из дома у ребенка множество, и чаще всего они не обдуманны. Возможно, он хочет обратить на себя внимание, выразить протест, поддержать друга. Или сбежать «за компанию», участвовать в провокационных играх или доказывать что-то сверстникам.

Чаще всего желание убежать из дома – это реакция на неприятные события: несправедливое наказание, ссора, развод родителей.

Дети могут «прощупывать почву»: проверяют, как действует на родителей подобный шантаж, и можно ли таким способом добиться желаемого.

В любом случае ребятам дискомфортно дома, и угроза сбежать — скрытый крик о помощи. Дети пугают родителей, чтобы заставить их изменить жизнь, а не просто злятся, обижаются и хлопают дверью.

Сложность в том, что демонстративные угрозы не всегда можно отличить от реальных намерений.

Как реагировать?

Показываем ребенку, что понимаем его чувства: «Догадываюсь, за что ты на меня злишься, и понимаю: тебе хочется испугать меня, заставить передумать…».

Проясняем семейные правила: «Мы —самые близкие люди, и не можем друг друга бросать. Я — твоя мама, и буду ей всегда, как и ты — моим ребенком. Мы может обижаться, злиться, но семьей остаемся. И будем уважительно относиться друг к другу».

Говорим о своих чувствах: «Мне очень неприятны твои угрозы уйти из дома. Смею надеяться, что это — злая шутка. Давай обсудим, что у нас не так»

Как правило, подростки очень эмоциональны — чувства затмевают разум, поэтому им сложно представить последствия своих решений. Задаем вопросы: «Если убежишь, то что получишь?», «Что будешь делать, если что-то пойдет не так?», «Почему именно это пришло тебе в голову?». И обязательно даем выговориться, чтобы определить причину: не хватает внимания, не умеет дружить, тяжело в общении с вами, мало свободы, не считаются с его мнением, все вышло из-под контроля.

 День доверия

 

Твоя жизнь. Твоя история. Твой Телефон доверия.

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, запускает масштабную акцию «День доверия», в которой примут участие известные психологи и педагоги, представители шоу-бизнеса и популярные блогеры. Проект приурочен к Международного дню детского телефона доверия, который ежегодно отмечается 17 мая, и направлен на продвижение Общероссийского детского телефона доверия 8-800-2000-122.

Акция стартует на нескольких площадках одновременно. С 26 апреля по 16 мая пройдет онлайн-фестиваль «Время реальных историй», в котором примут участие дети, подростки и их родители из разных уголков нашей страны. На конкурс принимаются короткие видео, связанные с основной тематикой обращений на Детский телефон доверия. В своем ролике дети и подростки могут поделиться своей историей о дружбе, отношениях со сверстниками, сложностях в школе, переживаниях первой любви, о принятии себя и окружающего мира. Родители же смогут рассказать о трудностях, с которыми они сталкиваются в процессе воспитания, будь то конфликты по поводу домашних обязанностей или сложностей с выполнением домашних заданий.

«Наша главная задача – мотивировать детей, подростков и их родителей порассуждать о том, с какими разными жизненными ситуациями мы встречаемся и о том, что из каждой такой ситуации всегда можно найти выход. И всегда можно обратиться по номеру 8-800-2000-122 за психологической помощью», - говорит председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Марина Гордеева.

Для участия в конкурсе необходимо до 16 мая поделиться видео-историями на своих страницах в «Одноклассниках», «ВКонтакте», Instargam, TikTok или Likee с хештегом #деньдоверия2021, или присылать их в специальный Телеграм-канал фестиваля: https://t.me/dendoveriya.

47958b44387033c6923986e4bafbf7aeНеадекватные родительские установки, унижения, угрозы, желание «переломить» заставляют ребенка жертвовать своими чувствами в угоду ожиданиям родителей. В большинстве случаев у человека, который в детстве подвергался эмоциональному насилию, есть два варианта жизненного сценария: стать потенциальной жертвой или взять на себя роль «силы» и угнетать более слабых, в том числе и своих детей.

Основные виды эмоционального и психологического насилия над детьми.

Угрозы, запугивание, шантаж. Угроза отобрать или выкинуть любимую игрушку, запугивание предстоящим наказанием — все это психологическое насилие. Подвергаясь подобному давлению, ребенок теряет чувство защищенности — у него больше нет безопасного места, где он ощущал бы любовь и поддержку. В связи с этим развивается чувство страха быть наказанным за малейшую оплошность или непослушание.

Игнорирование, отчужденность. Это, пожалуй, одна из самых жестоких форм эмоционального насилия. Ребенку очень важно чувствовать любовь папы и мамы. И когда родитель его демонстративно игнорирует — не разговаривает, отворачивается или даже отталкивает, отказывается обнимать и целовать — испытывает сильнейший стресс. Он чувствует себя брошенным, ненужным и нелюбимым, и для маленького беззащитного человечка это становится настоящей трагедией.

Сравнение с другими детьми, требования, несоответствующие возрасту или возможностям ребенка. Попытки родителей стимулировать свое чадо к достижениям через сравнение с другими детьми — не лучший способ воспитания. Такой подход в большинстве случаев заставляет ребенка почувствовать себя никчемным и опять же ненужным. Ему кажется, что он не достоин любви. Подобные чувства могут возникать у ребенка и в тех случаях, когда перед ним ставятся слишком сложные задачи. Так бывает, когда родители пытаются реализовать через ребенка несбывшиеся мечты, совершенно не учитывая его возраст, личные предпочтения, способности и желания.

post 5d87a4e329039

Изменения, происходящие с детьми в подростковом возрасте, влияют на их отношения с родителями. Мамы и папы уже не имеют на ребенка того воздействия, которым обладали раньше. Теперь на их взрослеющих детей больше влияют сверстники. Подростки отстаивают свою свободу: они хотят быть самостоятельными, пытаются выйти из-под родительского контроля и в отношениях с родителями все чаще стремятся протестовать.

В своем стремлении к самостоятельности подростки склонны не только отрицать то, что предлагают им родители, но и идти им наперекор. Противостояние родителям со

провождается сильными чувствами, проявление бурных эмоций выходит на первый план.

Во-первых, злость, потому что «отделяться» от родителей проще, злясь и обижаясь.

Во-вторых, это страх и тревога. Подросток вступает в другую жизнь, пробует «взрослые» отношения, но действует «наугад», потому что еще не умеет и не знает как.

В-третьих, он стыдится своих физиологических изменений, своих, как правило, надуманных недостатков.

В это трудное для подростка время есть еще одна «пострадавшая» сторона – родители. Они испытывают страх за ребенка и его поступки.

Что делать, чтобы не потерять контакт с подростком:

  1. Слова одобрения. В детстве родители часто разговаривают с детьми, используя ласковые слова и интонации. С возрастом это проходит – остаются только упреки, претензии, недовольство. Надо перестраивать общение. Не приказывать, не указывать, а договариваться. Не запрещать, не качать права, а пытаться понять и подсказать.
  2. Тактильный контакт. Всем приятно, когда их обнимают с нежностью и любовью, и взрослеющие дети – не исключение. Старайтесь обнимать подростка, прикасаться к нему, но только не на глазах у сверстников.
  3. Время. К сожалению, современные родители перестали общаться с детьми наедине. В это время не надо отвлекаться на другие дела, не нужно перебивать чадо: подросток должен понимать, что в это время он для вас главный. А уж если ребенок сам хочет поговорить, то главнее дела быть не должно!
  4. Помощь и поддержка. Когда в чем-то помогаете сыну или дочке, старайтесь не упрекать их в беспомощности и глупости. К сожалению, именно на ошибках учатся, и лучше, если дети придут за помощью к вам, а не наломают дров самостоятельно.
  5. Уважение. Относитесь с уважением к ребенку, его решениям, его друзьям, даже если они вам не нравятся. Не давите на подростка и не обвиняйте его, а придерживайтесь границ в принципиально важных вопросах.

e1d60c2507d46992c41748ed418ef5abВсе мы знаем, что лучшее воспитание – это использование диалоговых форм в общении с детьми. Тем не менее, многие родители по-прежнему применяют физическую силу по отношению к своим детям.

Стоит отметить: применение любой физической силы по отношению к ребенку – это насилие. Нередко родители считают, что схватить сына за ухо или дочь за волосы – это не так уж и больно, и это правда, но эти действия – физическое насилие, которое сопряжено с эмоциональным. Подобные действия направлены не столько на причинение боли ребенку, сколько на демонстрацию власти над ним.

Люди, которых в детстве «били, и ничего!» ничем не выделяются из толпы, и на лбу у них ничего не написано, но такое поведение родителей повлияло на развитие и становление их личности. Мало кто рефлексирует во взрослой жизни и понимает, что его агрессивность или пассивность, неуверенность в себе или недоверие к окружающим – следствие применения родителями физических наказаний. Последствия насилия в семье чаще всего бывают отсроченными – они появляются не сразу, а через много лет, когда малыш вырос.

Последствия физических наказаний

1. Настороженное и недоверчивое отношение как к взрослым людям, так и к сверстникам. Ребенок, которого бьют дома за провинности, в скором времени перестает доверять окружающему миру, ведь болезненные ощущения он получает от самых близких людей.

2. Подавленность, безразличие к окружающему миру. Часто родители подростков восклицают: «Ему же ничего не интересно!», даже не догадываясь, что инертность – следствие того, что в раннем детстве ребенка били по попе за любую провинность.

3. Депрессивные состояния в подростковом возрасте. В целом для тинейджеров характерна хандра вследствие возрастных особенностей, но дети, подвергающиеся насилию в семье, более склонны к депрессивным состояниям, которые в тяжелой форме могут привести и к суицидальным попыткам.

4. Жесткость по отношению к младшим детям и/или животным. Все чаще в СМИ появляются заголовки о жестоких детях, мучающих животных. Такое поведение характерно для жертв насилия, которые не могут выплеснуть свою агрессию на насильника, поэтому ведут себя жестоко по отношению к тем, кто заведомо слабее и не может дать отпор.

5. Раннее увлечение психоактивными веществами, алкоголем, никотином. Детям, которых родители били в детстве, необходимо как-то справляться со своим эмоциональным состоянием, поэтому они нередко прибегают к химической зависимости.

b4b50dc yfcbkmcndj yt vj yf gjfxbnb 1000xautoМиф: Домашнее насилие — не преступление, а семейное дело, в которое не принято вмешиваться.
Реальность: закон против домашнего насилия есть в 75,9% стран. Юристы, специализирующиеся на защите прав женщин, отмечают, что это одно из самых частых преступлений. В России домашнее насилие было декриминализировано, и сейчас оно регулируется только административным кодексом. Уголовная ответственность накладывается за вред здоровью, побои, истязание, изнасилование, понуждение к сексуальным действиям и т. д.
Миф: Женщины сами провоцируют насилие
Реальность: В ситуации домашнего насилия часто возникают вопросы, связанные не с преступлением, а с поведением пострадавшей. От поведения женщины на самом деле ничего не зависит: абьюз нельзя спровоцировать, до избиения нельзя «довести». Пострадавшие рассказывают, что абьюзеры часто находят совершенно противоречивые поводы, чтобы оскорбить или избить.
Миф: Домашнее насилие — проблема неблагополучных семей
Реальность: Насилие случается в самых разных семьях. Абьюзеры — представители разных профессий, социальных слоев, религий и политических взглядов. Это могут быть как люди с высшим образованием, так и без, пьющие и трезвенники, богатые и бедные. Этот факт подтверждают работники телефонов доверия.

B3 V3Кибербуллинг или травля в социальных сетях

Сегодня ребенок знакомится с информационными технологиями очень рано. Уже никого не удивить трехлетним малышом, способным открыть Youtube и найти мультфильм или скачать новую игру. В наше время, интернет-пространство представляет собой элемент социализации детей, наравне с семьей и школой. При этом, количество несовершеннолетних пользователей Интернета ежедневно увеличивается, среди них, больше 10 млн детей до 14 лет, три четверти из которых пользуются сетью без контроля со стороны взрослых.

Однако, погружаясь в Интернет, ребенок попадает в небезопасную для него среду, противостоять которой, он не в состоянии в силу возрастных особенностей.

При отсутствии контроля со стороны взрослых (родителей, воспитателей, учителей и др.), при пользовании Интернетом ребенок может случайно оказаться на опасных для него страницах (многочисленные всплывающие окна, ошибочные поисковые запросы, гиперссылки в социальных сетях и др.), которые содержат негативный контент.

Появляется опасность возникновения кибербуллинга или травли, проявления агрессии, угроз и оскорблений, с помощью интернета, смартфона и других гаджетов, чаще всего через социальные сети, мессенджеры и электронную почту.

Кибербуллинг может выйти из границ интернета в реальную жизнь в виде других проявлений травли, когда агрессор и объект травли находятся в одной школе, в одном районе или городе.

Дети и подростки, не понимая опасности своих действий, выкладывают большой объем личной информации в интернет на своих страницах в социальных сетях, которая может быть использована агрессором для запугивания своего объекта.

Дети часто боятся рассказывать о применяемом к ним насилии, так как испытывают страх, что они будут наказаны за это. Родители же, как правило, в редких случаях имеют понятие о буллинге и методах защиты от него и от других угрозах, в виде мошенничества, взлома социальных сетей и о компьютерных технологиях, обеспечивающих онлайн-безопасность ребенка.

Как можно уберечь ребенка от опасностей в сети?

Страница 1 из 25