Семейный

помощник

Сайт создан в рамках реализации комплексной программы Тамбовской области "Защитим детей от насилия!" на 2015-2017

Адаптация к детскому саду после длительного отсутствия

     Добрый день! Так сложилось что наша дочь (4,5 года) более месяца не посещела детский садик. Как помочь ей адаптироваться? Анонимно.

   Добрый день! Дети, даже те, которые уже давно привыкли к детскому саду, замечательно чувствуют себя дома. Ведь дома, с мамой, гораздо лучше. Месяц проведенный без детского сада - это большой срок. За это время ребенок успевает отвыкнуть от привычного ритма жизни, от детей и воспитателей, и от самой необходимости ходить в детский сад. Поэтому, вполне естественно, что у ребенка начинается новая волна нежелания ходить в детский сад. Происходит новая адаптация к детскому саду. Вхождение в рабочий ритм заново. Многим взрослым тяжело вернуться к работе после отпуска или болезни. Дети переживают возвращение к рутинному рабочему ритму более ярко за счет того, что волевые механизмы и эмоциональная регуляция у них еще не такие, как у взрослых, и они не могут пока утешить себя самостоятельно. Не могут объяснить себе: «Время возвращаться на работу. Но впереди будут еще выходные и опять можно будет поиграть с мамой. Снова будет жизнь в детском саду. Там меня ждут друзья, любимые игры и прогулки. Будничная жизнь не так уж безнадежно скучна».  Поэтому объяснять и утешать детей нужно родителям. Можно и посочувствовать, что сложно снова рано вставать, и рассказать, что вам тоже приходится нелегко, и вы понимаете своего малыша очень хорошо. Вместе поищите позитивные стороны в том, что нужно возвращаться в детский сад. Вспомните друзей ребенка, игры в которые он любит играть в детском саду, какие-то еще индивидуальные, приятные моменты. Можно играть с игрушками в детский сад. Так, как это делают, когда готовятся туда пойти в первый раз. Так, малыш легче вспомнит про свой детский сад, про режим дня и ваши индивидуальные утренние и вечерние ритуалы. Нежелание ходить в детский сад после длительного перерыва- это на самом деле совершенно нормальная реакция ребенка на изменения в жизни.

   С уважением, Ольга Борисова.

Страх после трагедии в Кемерово...

    Думала страх пройдет, но нет. После трагедии в Кемерово мне страшно отпускать дочь в кино. И вообще как можно сравнивать гибель детей и каких-то животных? Анонимно.

   Прошло почти две недели после трагедии в Кемерово. Но в социальных сетях продолжаются разговоры, люди упрекают друг друга, например тех, кто жалеет погибших животных из контактного зоопарка. Мне кажется, это попытка людей справиться с собственным ужасом, защитная реакция. Когда в Китае во время землетрясения пострадали и погибли тысячи людей, их правительство сделало заявление: ни одна панда не погибла. После Кемерово мы тоже все были в шоке, но для китайцев, наверное, это и правда ценно.

   Если стало страшно отпускать ребенка куда-либо, надо честно себе признаться, что это именно я боюсь, это я хочу себя обезопасить от плохого. Самому ребенку может быть совсем не страшно. Мы можем его этим страхом заразить и тем самым подорвем базовое доверие к миру и вселим в него ощущение, что все вокруг страшное и враждебное. Да, мы имеем право как родители попросить ребенка остаться дома, но пояснив, почему это происходит, зачем это нужно. Например, «пожалуйста, побудь дома, я так за тебя переживаю». Но это будет не совсем правильная позиция. Не надо навешивать на ребенка свои страхи. Такие трагедии не могут оставить людей равнодушными, мы это обсуждаем, переживаем. С ребенком о таких вещах нужно говорить, но делая акцент на том, какие бывают чрезвычайные ситуации, как себя защитить и чего следует опасаться. Но при этом обязательно рассказать алгоритм действий, как с ними справиться. Например, обучение навыкам безопасного поведения: как правильно переходить дорогу, эвакуироваться из здания, какие-то основы первой помощи и так далее. Самые элементарные вещи, которые нам кажутся интуитивно понятными, детям не очевидны. Но они дают ощущение того, что даже непростую ситуацию можно разрешить. Рассказывать об этом нужно спокойно и без лишних эмоций. Мы окружаем детей стеной защиты: в школе охрана, в детском саду охрана, постоянно звонки, контроль. Получается, что чем больше мы пытаемся обезопасить детей, тем страшнее нам становится. Чем больше кругов защиты выстраиваем, тем больше нам кажется, что они беззащитны. Невозможно гарантировать полную безопасность ребенка ни в детском саду, ни в школе, ни на улице, ни дома. Надо не бояться за ребенка, надо готовить его к жизни, говоря о том, что в ней есть хорошего, а что плохого. Запрещая что-то делать, например, фразами «не лезь, упадешь», «куда ты несешься?», мы формируем робкую личность, позицию жертвы. Однозначно растим не бойца и не человека, который может не только себя, но и других спасти. Таким образом, мы не даем им верить в себя. Прямо противоположного результата можно достигнуть, если у ребенка воспитывать самоуважение с раннего детства. Давать ему ощущение, что он может управлять своей жизнью, рассказывая о его возможностях, уважать его выбор, но при этом расставляя разумные границы.Удачи Вам и вашей семье. С уважением психологи службы детского телефона доверия.

К какому специалисту обратиться...

   Здравствуйте. Я хочу обратится к психиатру, но очень боюсь, что меня поставят на учет. У меня уже несколько месяцев сильная бессонница: через час засыпания я резко просыпаюсь и не сплю еще несколько часов. Такое повторяется обычно один раз за ночь. Раньше доставляло очень сильный дискомфорт, а сейчас привыкла. Так же есть и другие различные проблемы, которые усилились. Дровалы в памяти, плохой слух и ощущение нереальности происходящего. Каждый день я по несколько раз подавляю комья в горле, которые возникают ниоткуда. Плачу. Стала сильно беспокоится о своем здоровье, все время меряю температуру и чувствую, что у меня что-то где то болит.  Не выхожу из дома. Постоянно чувствую усталость. Перестала расчесывать волосы, могу лишь иногда утром заставить себя почистить зубы. При сильном волнении возникают ужасные состояния: начинает колоть лицо, ноги и руки немеют, сердце выскакивает из груди, начинаю задыхаться и из-за этого сильно и часто дышать, потом плачу и сильно дрожу. Спасибо за внимание. Настя.

    Здравствуйте, Настя. Вероятно, некоторое время назад вы пережили много сложных чувств, возможно страх за свое здоровье и жизнь. И вам не вполне удалось все эти чувства переварить. То, что вы описываете похоже на депрессию, есть вероятность тревожного расстройства, и может быть панических атак. Чтобы подтвердить или опровергнуть эти предположения, вам нужно обратиться к врачу психиатру. Врач вас обязательно вас выслушает и воспримет всерьез ваши слова. Более того, он сможет прописать вам препараты, которые значительно улучшат ваше состояние. В любом случае, при подозрениях на нездоровье лучше обратиться к врачу, чтобы исключить заболевание и получить консультацию специалиста по этому вопросу. Никто на «учет» вас не поставит. Регистратура психоневрологического диспансера (г. Тамбов) 72-46-30. С уважением Ольга Борисова.

Скулшутинг, колумбайн и синдром Вертера.

Что такое скулшутинг, колумбайн и синдром Вертера? Анонимно.

   Скулшутинг – это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения. Несмотря на то, что в России об этом явлении заговорили совсем недавно, за рубежом случаи стрельбы в школе известны с начала XX века. Еще в 1927 году в США в результате массового расстрела в школе погибли 44 человека, 56 получили тяжелые травмы. С тех пор можно проследить четкую тенденцию: случаи стрельбы в школе получают свое распространение на территории всего мира.

Первый в России громкий случай вооруженного нападения подростка на педагога произошел в 2014 году, когда ученик московской школы застрелил учителя географии и полицейского, прибывшего на место происшествия, а также взял в заложники одноклассников. После этого СМИ стали всё чаще писать о стрельбе в школах, а в 2018 году случилось аж два инцидента за одну неделю. Сначала в Перми двое подростков ранили холодным оружием 15 человек в школе, затем в Улан-Удэ вооруженный топором школьник нанес травмы учительнице и нескольким ученикам, а также поджег классную комнату. После таких вопиющих случаев в прессе появилось новое определение – «субкультура Колумбайн».

   «Колумбайн» – это название школы в США, в которой в 1999 году произошло самое громкое вооруженное нападение учеников на своих одноклассников. Тогда в результате стрельбы погибли 13 человек. Этот случай получил широкий общественный резонанс, а трагические события легли в основу сценария нескольких художественных фильмов – «Класс», «Слон», «Боулинг для Колумбины» и др. К сожалению, у подростков, устроивших тогда стрельбу в школе, появились последователи, которые стали повторять такие страшные поступки.

   Синдром Вертера – научное название подражательных убийств и самоубийств. Давно известна закономерность: как только случается громкое, вопиющее, необычное убийство или самоубийство, тут же начинается волна точно таких же – подражательных. Подростки наиболее подвержены влиянию, поэтому часто совершают поступки, аналогичные тем, о которых прочитали в книге или журнале, узнали из Интернета. Именно по этой причине субкультура «Колумбайн» так быстро набрала обороты и получила немалое количество последователей.

Недетский вопрос о смерти..

    Добрый день! Подскажите, как лучше ответить ребенку (сын) 5 лет на вопрос: «Откуда беруться дети?» и еще меня сильно пугает вопросы сынули о смерти «Я умру?», «Ты умрешь?». Моя мама считает, что отвечать ему на эти вопросы рано, а вопрос о смерти говорит о его проблемах. С уважением Марина.

   Добрый день, Марина. В возрасте вашего сына эти вопросы абсолютно нормальны. Однако, есть некоторые правила, которых нужно придерживаться, отвечая на детские «недетские вопросы». Итак: ребенку не нужно знать больше, чем он спросил, отвечайте просто; не обманывайте, если вы не знаете ответа, просто признайтесь в этом малышу, поищите ответ вместе, такой подход только укрепит ваш авторитет, а вот вранье, напротив, разрушит, когда ребенок от кого-нибудь узнает правду, вам придется объяснять ему, почему вы солгали; не говорите свысока, поучительным тоном, относитесь к ребенку серьезно (вы же хотите, чтобы малыш и впредь подходил к вам со своими вопросами), смотрите глубже, иногда вопрос— это несознательная попытка попросить помощи или скрытый страх, попытайтесь понять, чего действительно ждет от вас маленький человек.

   Теперь е варианты ответа на вопросы вашего сына. Вопрос о смерти: «Люди, животные и даже цветы когда-нибудь умирают. Это закон природы. Так нужно, чтобы всем, кто рождается, хватило места на планете. И мы когда-нибудь умрем. Но это будет не скоро. Нас не станет, когда мы состаримся, как бабушка, а ты станешь большим, как мы. У тебя будут свои дети. Потом они вырастут большими, ты состаришься, и тебя не станет. Но ты проживешь прекрасную жизнь, полную приключений и открытий».Не лгите ребенку о его неуязвимости и вашем бессмертии. Он способен принять правду. (Книга на тему: Пернилла Стальфельт «Книга о смерти»)

   Вопрос о рождении: «Когда люди любят друг друга, они целуются и обнимаются. Папа передает маме свою клеточку. Она соединяется с маминой, и в животе появляется ребенок. Он маленький, как рыбка, и плавает внутри мамы. А потом он растет, перестает помещаться внутри и рождается» (Книга на тему: Катерина Януш «Как я появился на свет»)

   Спасибо Вам за вопрос. На нашей вкладке Родителям мы подготовили подборку вариантов ответа на другие недетские вопросы. С уважением, Ольга Борисова.