Семейный

помощник

Сайт создан в рамках реализации комплексной программы Тамбовской области "Защитим детей от насилия!" на 2015-2017

Угроза самоубийства. Шантаж или....

Подросток говорит о самоубийстве – шантаж или реальная угроза? Аноним.

Добрый день. В настоящее время суицидальная ситуация в России в целом и в Тамбовской области в частности продолжает оставаться неблагополучной. Прежде всего, это касается самоубийств среди детей и подростков. По их частоте (в расчете на 100 тысяч лиц детского и подросткового возраста) наша страна занимает одно из первых мест в мире.

В родительской семье закладываются все основы физического и психического здоровья ребенка. Этот процесс заканчивается примерно к пяти-шести годам. Получается что совсем небольшой отрезок жизни человека имеет колоссальное значение для всего его будущего. Но много ли семей об этом знают или если даже знают задумываются ли об этом? С первых дней жизни ребенок нуждается не только в материнском молоке, игрушках и удобной одежде. Ему нужно главное, чем наделила нас природа – способностью любить и дарить эту любовь ближним. С самых первых дней родители  должны стать для ребенка самыми первыми и самыми главными советчиками, друзьями, помощниками, опорой. В совей работе мы чаще всего встречаем три варианта воспитания, которые можно назвать патологическими. Это безразличие, когда родители обращают внимание только на то, чтобы ребёнок был накормлен, одет, у него были игрушки. Но с ним не общаются, не оговаривают какие-то проблемы, доступные ему возрасту, живут только своей жизнью. Авторитарный стиль: жестокость, порой — насилие, наказания, вплоть до телесных. Родители часто ориентируются лишь на то, как их воспитывали: «Меня лупили, и я человеком вырос». Современные родители всячески могут развивать ребёнка, но оставляют вне своего внимания главное – стремление, чтобы ребёнок вырос гармоничной личностью, которая понимает себя и умеет быть внимательной к другим, любит себя, своих близких и весь окружающий мир.

Кроме того, сейчас встречается и такой феномен, когда преуспевающие папа с мамой считают, что они заботятся о ребенке, перекладывая его воспитание на няню, гувернантку. В итоге ребенок растет в условиях дефицита родительской любви, которую не заменит ни одна, даже самая хорошая няня. Более того, ребёнок подсознательно воспринимает это как предательство, как то, что его бросили. Это ведет к формированию слабой, ущербной, не способной противостоять жизненным трудностям личности, потенциально готовой к суициду. Третий вариант воспитания — «Кумир семьи». В этом случае на ребенка буквально молятся, оберегают от любых трудностей, решают за него все проблемы. В результате формируется человек, уверенный в своей исключительности, не умеющий постоять за себя, найти выход из сложной ситуации. Поэтому, когда он вырастает и попадает в нормальную жизнь с её сложностями, то первые же неудачи кажутся ему безвыходными и могут привести к самоубийству.

Суицид в детском и подростковом возрасте — это мольба о помощи, которую никто не услышал. Не случайно более половины всех суицидов среди детей и подростков возникает на почве внутрисемейных конфликтов, внутрисемейного непонимания. Нужно обращать внимание и на наследственную предрасположенность. Конечно же суицидальное поведение не передается по наследству, но есть у ребенка могут быть те или иные нарушения психического здоровья, которые родители не видят и не беспокоятся. Часто бывает и наоборот, когда родители понимают, что ребенок явно ведет себя как-то неадекватно, но с негодованием отвергают саму возможность обратиться к детскому психиатру. К сожалению в нашем обществе сложился своеобразного психологического барьера перед обращением к психиатру, у многих людей еще встречается невежественное отношение к психиатрии, непонимание того, что своевременная психиатрическая помощь позволит излечить ребенка, в том числе, и предупредить развитие у него суицидального поведения.

Подробнее: Угроза самоубийства. Шантаж или.... 

Как рассказать ребенку про "это"...

Как ответить мальчику 4 лет откуда он появился? У моей сестры сын (ему уже 8 лет) никогда таких вопросов не задавал. Марина.

Здравствуйте, Марина. Между 3-м и 5-м годом жизни у ребенка возникает естественный вопрос: «Откуда берутся дети»? И чаще всего неподготовленные родители дают уклончивый или ложный ответ, который начинает беспокоить ребенка. Получив еще несколько уклончивых ответов, ребенок перестает затрагивать эту тему и обсуждать волнующие его вопросы с родителями. Ваш племянник, по-видимому, спрашивал, но не получил обстоятельного ответа, перестал обращаться к родителям с этими вопросами, а нашел другие источники информации.

Очень плохо, когда родители на вопрос ребенка «Откуда берутся дети» отвечают: «Мы тебя нашли», «Мы тебя купили» и т.п. Такие ответы, с одной стороны, учат ребенка тому, что можно солгать, если неудобно сказать правду, как делают родители (ведь ребенок поймет рано или поздно, что родители его обманули). С другой стороны такие ответы лишают ребенка чувства безопасности, даже создают ощущение угрозы. Ребенок рассуждает так: «Если меня купили, то могут и продать», «Если меня нашли, то могут потерять». Если ребенок задает вопрос, отвечайте просто, на понятном ребенку языке.

Обычно первый вопрос ребенка звучит так: «Откуда берутся дети»? «Откуда я взялся»? Ответ родителей может выглядеть следующим образом: «Ты родился. Люди встречаются, влюбляются, становятся мужем и женой, и у них рождается ребенок. (Желательно рассказывать ребенку в это время, как вы познакомились, полюбили друг друга, можно показать фотографии. Дети очень любят такие разговоры.) Мы очень рады, что у нас есть ты». На первое время этот ответ вполне удовлетворит ребенка. Через некоторое время ребенок может появиться вопрос: «А как я родился? Как это произошло?». Начинайте ответ с того, что ребенок уже знает: «Ты уже знаешь, что мама с папой познакомились, полюбили друг друга и поженились. Мы очень хотели ребенка. Папа дал частичку своего тела, и мама дала частичку тела, и в животе у мамы появился ты. Мама носила тебя, и через девять месяцев ты появился на свет. Мы очень счастливы, что ты у нас есть». Запомните: объяснением всему всегда должна быть ваша любовь! Будут ли еще вопросы у Вашего сына? Конечно же, да. Но думаю, Вам уже понятно как на них отвечать.

С уважением Ольга Борисова.

Травля...Как помочь?

     Моего сына и еще одного  мальчика затравили одноклассники. Учительница молодая, в школе психолога нет. Что делать? Людмила.

     Здравствуйте, Людмила. К сожалению в Вашем письме очень мало информации. Помошником для Вас и классного руководителя будет статья известного психолога Людмилы Петрановской "Травля", опубликованная в разделе "Родителям". Мы готовы ответить на все Ваши вопросы через сайт,электронную почту, детский телефон доверия 8 800 2000 122.

     С уважением Ольга Борисова.

Могут ли навредить тренинги....

Мне понравился Ваш ответ на вопрос женщины, почему ей не помог психолог. Хотелось бы услышать Ваше мнение о тренингах «Как стать богиней?», «Как заработать миллион» и т.д. Особенно много их встречается в Интернете и не могут ли они навредить моей 17- летней дочери студентке, которая очень хочет заказать что-то из них? С уважением Елена.

Добрый день, Елена! Всегда есть и будут люди, готовые нажиться на проблемах других. По моему мнению, НЕ относится к психологии и психотерапии:

- Школы «настоящей женщины» (стань богиней, школа гейш или стерв, открой в себе магнит для мужчин и т.д.).

- Школы успеха. Деньги и успех как ресурс не могут быть целью и смыслом.. Их легко опознать по рекламе "Открой в себе миллионера!", "Начни зарабатывать!" и так далее.

- Школы «решения проблем» (например турбосуслик, лайфспринг). Их легко опознать по всяческим лозунгам "Избавься от дерьма в голове", "Преодолей себя". Если психолог говорит Вам что-нибудь в духе "изнасилуй себя" - знайте, это не терапия. Психологи скучные зануды, которые хотят, чтобы человек сам разобрался в себе и понял, чего он на самом деле хочет и что он на самом деле может.

- Школы пикапа - в них вы получите штампованный метод, и, возможно, его элементами сможете воспользоваться. Но это тактика. Если нет понимания себя, тактика бессильна.

- Школы «развития» (креативности, саморазвития, самосовершенствования, и т.д.). От терапевтических групп отличаются обилием восклицательных знаков и искусственно вызванным ажиотажем. Например рассылка: на сайте открывался какой-то материал, на сутки, например, на него давалась ссылка, позже приходило письмо, мол, внимание-внимание! Осталось 12 (10-8 и т.д.) часов до того, как я закрою доступ. Потом письмо: кто не успел - тот опоздал, эта инфа для заинтересованных, а не для тряпок, короче только для избранных, а Вы…… И вот для меня вечная истерика, создание ажиотажа и напряжения - четкий показатель псевдопсихологии.

Наверное бывает всякое и в грязи тоже находят бриллианты.

Читая анонсы тренингов и психологов обратите внимание:

1. Тренер творит из себя кумира. Он – по меньшей мере полубог. Он либо не говорит о своем образовании, называет непонятные международные институты и сертификаты. Рассказывает о крутых клиентах и как сам он крут. Обычный терапевт не противопоставляет себя и свой опыт клиенту - как раз наоборот, контакт строится на том, что терапевты - обычные люди.

2. Тренер обязательно предлагает приобрести «уникальные» книги, написанные им же, диски и так далее. Терапевт не пытается этого сделать, он предполагает, что в клиенте есть достаточно для учебы и развития. Если он рекомендует книги - то не только, и не столько свои.

3. Тренер работает на стирание различий. "Вы все делаете неправильно, сейчас я вам расскажу, как надо". Терапевт так никогда не скажет. Его задача - развить потенциал клиента, понять, как именно он может действовать. То, что работает у меня с Вами - не сработает с большинством других клиентов. Каждый человек уникален и нет уникальных рецептов.

4. Очень большие суммы. Почему? Очень просто: чем больше вы заплатите, тем больше шансов, что вы найдете себе какую-нибудь пользу в оправдание. Вам же будет обидно чувствовать себя человеком, который половину (или всю) зарплату за месяц за посиделки с печеньками.

5. Неадекватный набор слов. Люди учатся только у гуру, делают «Синтетические техники» и т.д.

6. Только они все делают правильно и только они Вам помогут. То есть Вас ломают. Адекватный психолог наоборот учит знать и использовать свои отличия.

Мне кажется, что мой ответ Вам стоит обсудить с дочерью. Счастья Вам и удачи. Ольга Борисова.

Зависимость от телефона....

    Здравствуйте! Меня зовут Алена. Моему сыну 13 лет, постоянно дома сидит за компьютером, ребенок не гуляет и ничем больше не увлекается, все учителя на него жалуется, а он только играет в компьютер или смартфон. Как мне выйти из этой ситуации?

    Здравствуйте, Алена! К сожалению, в последнее время все больше детей подвергаются компьютерной зависимости. Обычно такая зависимость возникает, когда ребенку не хватает чего-то в жизни, что может ему восполнить компьютер. Это может быть общение, виртуальная дружба, социальное признание, прохождение игры сравнимо с продвижением в жизни. За компьютером он может добиваться небывалых высот: становиться президентом, строить дома, спасать мир, выигрывать войны, помогать обездоленным и т.п. В отличие от реальной жизни, компьютер не может ему отказать в общении, поэтому он становится для ребенка своего рода “ другом”. Чтобы вернуть все в норму, нужно помочь сыну получить от внешнего мира то, что он привык получать за компьютером. Вы можете поговорить с сыном, сказать, что Вас беспокоит его учеба и дальнейшее будущее, и Вам бы хотелось, чтобы он уделял побольше времени своему образованию. Если он не считает это важным, в Вашей власти объяснить ребенку объективно, зачем оно нужно. Только не стоит употреблять пустые и ничего не значащие для Вашего сына выражения. Дети гораздо умнее, чем принято считать. Если сможете объяснить сыну, обратив его внимание на действительно волнующие его мотивы, он сам заинтересуется учебой и подтянется. Применяя радикальные меры, например, прямые запреты, лишение компьютера, Вы рискуете потерять доверие сына. Это может привести к гораздо худшим последствиям, чем неуспеваемость и отсутствие интересов кроме компьютера. Но, если никакие другие варианты не помогут, Вы можете сообщить сыну, что, так как компьютер становится угрозой его учебе, Вы отныне ограничите по времени его пребывание за компьютером. Вернуть неограниченное пользование компьютером он сможет тогда, когда, например, закончит четверть без троек. Здесь условия Вы можете придумать сами, но важно, чтобы у Вашего сына был выбор и он понимал, что ответственен за исполнение и нарушение Ваших условий, и чем именно он рискует. Вопрос компьютерной зависимости очень сложен и Вам желательно обратиться на очную консультацию к психологу.

     Удачи Вам. С уважением Ольга Борисова.