Семейный

помощник

Сайт создан в рамках реализации комплексной программы Тамбовской области "Защитим детей от насилия!" на 2015-2017

Моббинг-буллинг-травля.

2002716 1200 798

    Наверное, многие встречали в своей школе ситуацию, когда ученик или несколько учеников обижают того, кто не может, или у кого уже нет сил защититься. У меня в классе тоже была такая девочка. Ее не могли изводить физически (бить), она могла дать отпор, но обидные клички, слухи, игнорирование ее как человека, продолжались все восемь лет нашей совместной учебы. В старших классах я немного с ней общалась, помогала делать уроки, но боясь «потерять лицо» среди одноклассников не очень- то про свое общение распространялась. Я не знала, что травля — это «болезнь» всего коллектива. К сожалению, мой классный руководитель считала, что подобные ситуации случайность, дело двоих, жертвы и обидчика, все остальные не причем.

     На самом деле все эти грубости, слезы, ругань и сплетни происходили на глазах целого класса и других свидетелей. И от того, как о ведут себя одноклассники, зависит дальнейшее развитие событий: станет ли травля регулярной и обыденной или же сойдет на нет и исчезнет. Тогда я струсила, будь я настойчивее (смелее), все могло бы быть по- другому. Сейчас, с точки зрения своего жизненного опыта, я думаю о том, что если бы все мои одноклассники были довольны собой, друзьями и своей учебой, никому не пришло бы в голову издеваться над кем-то и получать от этого удовольствие.

Когда что-то у Тебя не в порядке, всеобщее преследование беззащитного человека позволяет почувствовать себя сильными, — словом, временно решить за счет одноклассника свои проблемы. Если в классе (дворе) кого-то постоянно обижают, обзывают и категорически отказываются с ним общаться, все постепенно привыкают к тому, что оскорблять и унижать человека — нормально.

    И тогда любой ученик в классе может внезапно оказаться жертвой. В таком классе все перестают помогать и сочувствовать друг другу; каждый боится за себя и поддерживает травлю, потому что жертвой тогда будет не он; а другой. Отношения портятся, каждый стоит только за себя, учеба уходит на десятый план — и учителя рассказывают про «ужасный» класс. Кстати, после окончания школы (а прошло почти 30 лет), наш класс собирался только однажды, да и то не в полном составе. Я очень хочу, чтобы ты не повторил моих ошибок , и, если ты встречаешься с ситуациями травли как свидетель, важно:

1. Не смеяться, не присоединяться к агрессору и не уподобляться ему.

2. По возможности постараться остановить такое поведение. Прямая агрессия по отношению к тому, кто привык выстраивать такие отношения и выражать чувства подобным образом, бесполезна: она работает только на усиление травли. К преследователю лучше обращаться спокойно и нейтрально, например: «Пожалуйста, перестань так шутить, мне это неприятно».

3. Если самому остановить травлю невозможно, обратиться за помощью к тому, кто может это сделать — учителям, родителям…….

4. Придумать способы поддержать того, кого обижают, показать ему, что тебе не нравится происходящее, и что ты не относишься к нему плохо.

     Если ты, бывает, сам преследуешь кого-то, кто тебя раздражает, важно:

1. Попытаться понять, чем именно этот человек тебя задевает и раздражает. Подумать, как можно выразить свое недовольство по-другому, более мирно и честно. Можно об этом посоветоваться с кем-то, кому доверяешь.

2. Представить кого-нибудь из своих близких, кого ты любишь. Подумать, как ты реагируешь на их неприятные черты характера или раздражающее поведение.

3. Иметь в виду, что ты тоже в любой момент можешь оказаться на месте того, кого преследуют.

4. Сделать для того человека, который тебя раздражает и которого ты изводишь, что-то такое, чтобы он смог увидеть тебя с новой стороны — увидеть твои хорошие стороны и зауважать тебя.

5. Придумать три качества, по которым ты и этот человек похожи.

6. Вспомнить, какие занятия вне школы тебе раньше приносили удовольствие, и восстановить их.

7. Придумать интересные занятия для себя и своих друзей, которые приносят вам радость и ощущение успеха.

     Если преследуют именно тебя, важно:

1. Постараться перестать эмоционально реагировать на поведение обидчиков (слезы, ругань, агрессия только раздражают их, а тебя выставляют в дурацком виде).

2. Рассказать о происходящем родителям, учителям, школьному психологу. Это неприятно и стыдно, но когда такие вещи держат в секрете, они не могут прекратиться.

3. Подумать, кто из ребят в школе или вне школы вызывает у тебя симпатию, и придумать с ними совместные занятия.

4. Заниматься побольше теми вещами, которые у тебя получаются и доставляют тебе удовольствие.

5. Замечать то хорошее, с чем ты встречаешься в классе, и показывать ребятам, что ты это замечаешь.

6. Если травля не прекращается и при всех стараниях участников ситуация не меняется, лучшим выходом может стать переход в другой класс или смена школы.

     Периодически мы узнаем из СМИ о том, что кто-то (не важно, в какой стране!) принес в школу оружие и убил или жестоко изувечил нескольких одноклассников, после чего покончил с собой. Подобные события почти в ста процентах случаев предваряются историей травли: жертва не выдержала и решила устранить обидчиков. Некоторые убивают только себя. Помните об этом!

Ваша Ольга Борисова.

Foto: Janerik Henriksson

 

 

Телефон доверияУполномоченный по правам ребенка
в Тамбовской области 

(4752) 72-65-44
Отдел охраны прав детства управления образования и науки области 

(4752) 79-23-30 

Отдел демографической и семейной политики управления социальной защиты и семейной политики области

(4752) 79-16-52