Семейный

помощник

Сайт создан в рамках реализации комплексной программы Тамбовской области "Защитим детей от насилия!" на 2015-2017

Ребёнок и смерть родственников. Как рассказать ребенку о смерти

Harry Potter and the Philosopher 595Это ужасное состояние, когда теряешь близкого человека. Взрослые люди с трудом его переживают, что тогда говорить о детях, которые лишаются родителей? Безусловно, для них это тяжело. Многие взрослые убеждены, что ребенок не осознает утраты, продолжает вести себя так, как будто ничего не случилось. Однако настораживать взрослых должна другая детская реакция, адекватная с точки зрения взрослых, а именно — слезы, ступор, отказ от пищи, сна, развлечений.

Психологические травмы, связанные с потерей близких, которые получены в детстве, способны оставить отпечаток на психике ребенка на всю жизнь. Конечно, взрослые, находящиеся в этот момент рядом, также переживают утрату и в большинстве случаев просто не замечают ребенка, замыкаются на своем собственном горе. А ведь даже самые маленькие дети нуждаются в эмоциональной поддержке, им необходимо обсудить свои эмоции, связанные со смертью близкого человека.

Легче всего утрату переживают дети, в семье которых взрослые поддерживают ребенка, обсуждают с ним случившуюся трагедию, не позволяют малышу уйти в себя со своим горем. Нередки случаи, когда после смерти одного из родителей второй впадает в депрессию, начинает злоупотреблять алкоголем, опускается на самое дно, оставляя ребенка предоставленным самому себе, наедине со своей бедой. Но ведь именно дети могут помочь пережить утрату любимого человека, ведь они его часть, его продолжение.

Рассмотрим, что же чувствуют дети, когда теряют близких людей.

Во-первых — страх. Он может выражаться в самых разных формах — от боязни темноты до ночных кошмаров. Дети могут бояться выходить из дома или вообще из своей комнаты, у них нарушаются внимание, память, они становятся рассеянными. Очень часто родители после смерти родственника пытаются смягчить удар для ребенка и объясняют уход человека тем, что он заснул и больше никогда не проснется. Ребенка это пугает очень сильно. Ему непонятно, как можно навсегда заснуть, поэтому он подсознательно начинает бояться закрывать глаза, чтобы не проспать кого-нибудь из родителей.

Во-вторых, дети испытывают враждебность и гнев. Они становятся очень раздражительными, упрямыми, отказываются разговаривать, часто становятся просто неуправляемыми.

В-третьих, дети начинают испытывать чувство вины за случившееся. Многие считают, что, например, бабушка умерла, потому что они ее не слушались. Иногда дети настолько верят в собственную вину, что перестают есть, спать, отказываются ходить в школу, постоянно думают о том. как им исправить свою вину, чтобы вернуть умершего человека.

В-четвертых, дети не меньше, чем взрослые, испытывают душевную боль. Эти муки и страдания могут переходить в физическую боль. У ребенка может болеть голова, наблюдаются желудочно-кишечные расстройства, он может начать часто болеть простудными заболеваниями. И последнее. Стрессовая ситуация толкает ребенка на возвращение в раннее детство. Это явление называется регрессом. Он может перестать разговаривать, начинает сосать большой палец, как младенец, часто появляется энурез.

Реакция ребенка на смерть родственников в зависимости от возраста

Горе — это не просто переживание потери близкого человека, но и процесс душевного исцеления. Ребенок не меньше взрослых переживает смерть, особенно если уходит из жизни его близкий человек. Нельзя оставлять ребенка наедине со своим горем, ему нужно объяснить, что произошло. При этом важно, чтобы он правильно понял ваши объяснения, поэтому необходимо учитывать возрастные особенности. Ребенок должен понять, что грусть и слезы — это не проявление слабости, а вполне нормальная реакция на потерю любимого человека. В зависимости от возраста дети по-разному воспринимают известие о смерти близкого человека.

Сказать, с какого возраста дети начинают горевать, очень сложно, но известны случаи, когда даже младенцы проявляли эмоции по поводу потери родителей. Они постоянно плакали, отказывались от еды, пытались нанести себе травмы. Совсем маленькие дети дошкольного возраста воспринимают смерть, как обратимый процесс. Усиливает это восприятие информация, получаемая из мультфильмов, в которых герои почти всегда каким-то таинственным образом снова возвращаются после уничтожения. Так же дети воспринимают и смерть в реальной жизни. Человека сейчас нет рядом, но он обязательно вскоре вернется.

Дети младшего дошкольного возраста пока не могут осознать, что представляет собой смерть, но они чувствуют отсутствие рядом любимого человека. Это заставляет их чувствовать себя брошенными, им грустно и обидно. Иногда взрослые на вопросы ребенка о том, почему с ним рядом нет человека, куда он делся, рассказывают малышу про длительные командировки. Не стоит этого делать. Не нужно его обманывать. Рано или поздно вам все равно придется сказать ему правду, и это будет для него ударом. Помимо того, что он узнает о смерти любимого человека, который никогда к нему не вернется, он поймет, что его долгое время обманывали близкие. Ребенку нужно сказать правду. Пусть он ходит на кладбище, помогает ухаживать за могилкой родного человека, это позволит ему проявлять свою любовь к ушедшему человеку, поможет справиться с обидой, что малыша покинули.

Стоит обратить внимание на поведение и самочувствие ребенка. Если он часто жалуется на боли в животе, постоянно нервничает, хнычет по любому поводу, плохо спит, ночью у него случается недержание мочи, мучают кошмары, следует показать его врачу. Это яркие симптомы того, что у ребенка тяжелая психологическая травма.

Осознание того, что смерть — это конец жизни и что все люди рано или поздно умирают, происходит в возрасте между пятью и девятью годами. Однако в этом возрасте смерть пока не воспринимается как личная. Ребенок надеется, что ему удастся что-нибудь придумать, чтобы избежать смерти. В этом возрасте, как правило, происходит олицетворение смерти. Она воспринимается не как физиологический процесс, а как некий персонаж — скелет, старуха с косой или ангел смерти. Многие дети начинают испытывать страх перед смертью, перед олицетворенной смертью. Они начинают бояться темноты, многих мучают ночные кошмары.

Осознание детьми того, что они тоже когда-нибудь умрут, появляется приблизительно в десятилетнем возрасте. Они уже могут осознать необратимость смерти, а также отнесенные к самому ребенку социальные последствия случившегося. После знакомства со смертью дети этого возраста становятся угрюмыми, импульсивными, замкнутыми в себе, в своем мире. Для таких детей характерны демонстративные отказы ходить на могилу к близкому человеку, проявления пренебрежительного отношения к погребальным обрядам и ритуалам, а иногда и к памяти умершего человека. Ребенок отказывается говорить с близкими о случившемся, от помощи специалиста. Однако такое сопротивление необходимо как можно более мягко преодолеть. Нельзя оставлять ребенка один на один с этим горем. Есть дети, которые начинают философски смотреть на понятия жизни и смерти, подростки очень часто пытаются найти смысл жизни. Иногда у подростков наблюдается рискованная форма поведения, выражающаяся как реакция на страх перед смертью. Они пытаются заглянуть смерти в глаза, создавая ситуации на грани жизни и смерти, чтобы доказать себе, что они могут контролировать этот процесс и побороть свой страх.

Подростки старше 15 лет уже проявляют максимум понимания того, что произошло. Они способны оказать внимание и поддержку взрослым членам своей семьи, безотказно выполняя поручения и обязанности, связанные с похоронными ритуалами и церемониями. Однако в этом возрасте в связи с осознанным понимаем происходящего подростки особо нуждаются в утешении и поддержке, просто в силу особенностей возраста ложная гордость мешает им в этом признаться. Процесс принятия случившегося как факта происходит постепенно. Чтобы справиться с горем, о событии необходимо говорить. Как это ни кажется парадоксальным, но только проговорив вслух свои эмоции, обсудив с близкими произошедшее, человек может справиться со своим несчастьем.

Бывают случаи, когда дети уже в трехлетнем возрасте начинают задавать вопросы о смерти. Некоторые из них не связывают смерть с человеком, не воспринимают ее как конец, но при этом бурно реагируют на смерть любимого питомца. Некоторые дети вообще никогда не затрагивают тему смерти, не задают вопросов, но при этом данная тематика может присутствовать в игре. Они разыгрывают различные сценки с игрушками, например, мальчики любят играть в солдатиков, которых убивают на войне. В таких играх могут затрагиваться моменты умирания игрушки, выражения чувств, испытываемых при этом, иногда проигрываются сцены церемонии похорон.

Детям дошкольного и младшего школьного возраста тяжело долго пребывать в состоянии страдания, поэтому у них довольно быстро развиваются позитивные мысли и приятные чувства. Дети не могут, как взрослые, горевать длительное время. Но нельзя говорить, что они не страдают и не переживают утрату близкого человека. Их чувства могут быть гораздо сильнее, чем у взрослых, просто выражаются они по-другому.

Бывают случаи, когда дети, переживая утрату близких людей, начинают проявлять неадекватное поведение. Ребенок не понимает смысл смерти в том контексте, в каком его понимают взрослые. Очень часто маленькие дети пытаются использовать свое магическое мышление, чтобы вернуть обратно своих умерших родственников. Дети начинают задавать вопросы, почему человек умер, не осознавая пока отсутствия чьей-либо вины за естественную смерть. Очень часто они пытаются взять на себя вину за смерть близкого родственника или пытаются уйти вслед за ним. Иногда при потере родителей у детей падает успеваемость в школе, некоторые проявляют девиантное поведение, начинают воровать, убегать из дома и т.д. Когда погибает близкий человек, дети начинают бояться расставаться с другими близкими. Ими движет страх, что с ними тоже может что-нибудь случиться. В первое время после потери родного человека дети испытывают большую потребность в близости. Им важно, чтобы кто-то близкий находился рядом.

У детей есть свои методы для того, чтобы справится с негативными эмоциями. Чаще всего они используют для этого игру. В процессе игры они неоднократно воспроизводят ситуацию, которая произошла в реальности. После потери близких людей можно наблюдать, как во время игры дети хоронят игрушки, насекомых, животных. Это позволяет им понять, что произошло с их любимым человеком. В детских рисунках также прослеживается тематика смерти. Дети рисуют кресты или какие-то другие атрибуты, связанные с похоронами. Постепенно они начинают осознавать смысл произошедшего события, поэтому не нужно останавливать подобные проявления в игре или рисовании. Это своеобразный способ выражать свои чувства.

Рекомендации взрослым

Многие взрослые убеждены, что дети не понимают, что такое смерть, поэтому не испытывают страха. Однако это большое заблуждение. Уже в 5-7 лет ребенка начинают мучить различные страхи, часть из которых связана со смертью. Дети боятся темноты, боятся заболеть, боятся, что начнется война, боятся различных стихий — воды, огня, боятся отрицательных героев сказок и мультфильмов. Все эти детские страхи в той или иной степени связаны со страхом смерти. Ребенок уже начал осознавать, что у любого явления есть начало и есть конец, и у жизни тоже. Причем его не пугают мысли о собственной смерти, он больше всего боится потерять маму или папу, либо других любимых родственников. Дети часто задают вопросы об умерших родственниках. Спрашивают: почему умерла бабушка? Сколько лет она прожила? Как избежать смерти? Некоторые часто видят сны, в которых кто-то из близких умирает.

Ребенок к пяти годам начинает различать такие понятия, как пространство и время, у него развивается абстрактное мышление, и он постепенно догадывается, что жизнь не вечна. Совершив для себя такое открытие, ребенок начинает беспокоиться за свое будущее, за своих родителей. Психологи считают, что повышенный страх смерти испытывают дети, которые уже потеряли кого-то из близких, или слишком болезненные дети. Девочки начинают бояться смерти гораздо раньше, чем мальчики. Их чаще мучают ночные кошмары. Принятие смерти как естественного финала жизни происходит примерно к семи-восьми годам. Если этого не происходит, то у ребенка начинаются серьезные психические нарушения, которые могут усиливать другие виды страхов, что мешает его нормальной жизни.

Иногда взрослые, сами того не желая, вредят своими поступками и словами. Ребенку необходимо помочь перебороть свои естественные страхи смерти, а вместо этого родители еще больше его запугивают.

Рассмотрим несколько правил, касающихся того, чего делать по отношению к ребенку нельзя.

1.Нельзя высмеивать детские страхи. Не стоит говорить ребенку, чтобы он не боялся, потому что должен быть смелым. Это для него пустой звук. Он не может пока контролировать свои страхи.

2.Нельзя ругать или наказывать ребенка за его страхи.

3.Нельзя игнорировать страх ребенка, иначе он перестанет доверять родителям и будет бояться признаться кому-либо в своем беспокойстве.

4.Нельзя рассказывать ребенку, что близкий человек умер по причине болезни. Ребенок начнет ассоциировать любую болезнь со смертью, и когда он сам или родители заболеют, то будет сильно переживать.

5.Нельзя запугивать ребенка, рассказывая ему истории о смерти, что он может заболеть и умереть.

6.Нельзя разрешать ребенку смотреть телевизионные передачи, в которых идет речь о насилии и смерти, фильмы ужасов, переполненные убийствами и кровью.

7.Нельзя приводить ребенка на церемонию похорон до подросткового возраста.

8.Относитесь к проявлению детских страхов как к сигналу о помощи, посылаемому вам вашим малышом.

Как же помочь ребенку избавиться от своих страхов?

1.Уважайте страх ребенка. Отнеситесь спокойно к его проблеме. Ведите себя так, чтобы он видел, что вы понимаете, что он чувствует.

2.Не скупитесь на ласку и внимание для своего ребенка. Чувствуя вашу теплоту, он сможет успокоиться.

3. Постарайтесь отвлечь ребенка от тревожных мыслей. Пусть в его жизни будет больше ярких событий.

4. Создайте дома благоприятную психологическую атмосферу, чтобы ребенок мог доверять вам и делиться своими тревогами.

5.Попробуйте увлечь ребенка каким-то интересным занятием. Если у него появится хобби, он перестает зацикливаться на своих страхах.

6.Если у ребенка умер кто-то из близких, сообщите ему это как можно более осторожно. Объяснять причину смерти лучше всего естественной старостью или редким заболеванием.

7.Боритесь с собственными страхами. Дети копируют поведение взрослых, поэтому ваши фобии могут передаться и ему.

Объясняя ребенку, что такое смерть, почему люди умирают, постарайтесь сделать это просто и доступно, чтобы он мог вас понять. Можно познакомить малыша с естественными явлениями жизни, в том числе и со смертью, читая ему сказки. Например, у Г.Х. Андерсена есть несколько сказок, которые затрагивают тему смерти. Прочитайте их вместе с ребенком, обсудите, ответьте на его вопросы.

Так же есть книги Юрье Женевьевы о семье кролика-папы, который растит детей без мамы, т.к. ее подстрелил охотник. И книга М.Бутовской "О дохлой кошке и живых котятах"

https://мир-детей.дети

 

 

Телефон доверияУполномоченный по правам ребенка
в Тамбовской области 

(4752) 72-65-44
Отдел охраны прав детства управления образования и науки области 

(4752) 79-23-30 

Отдел демографической и семейной политики управления социальной защиты и семейной политики области

(4752) 79-16-52

 

Нужен ли детям телефон доверия?