Семейный

помощник

Сайт создан в рамках реализации комплексной программы Тамбовской области "Защитим детей от насилия!" на 2015-2017

Детские неврозы. Взгляд врача.

700x466 0xd42ee42d 3201015321435877128

Елена Кешишян, д. м. н., профессор, зав. отделением коррекции  развития детей раннего возраста

МНИИ Педиатрии и детской хирургии

Если в медицинскую энциклопедию заглянет далекий от врачебного мира человек, статья с заголовком «Невроз» наверняка произведет на него впечатление. Прежде всего своим внушительным объемом и длинным списком явлений, которые (как выясняется) входят в это понятие. Сегодня к неврозам относят целый перечень самых разноплановых проблем: от истерик, страхов, агрессивности и навязчивых действий вроде сосания пальца до заикания, тиков, расстройств сна, аппетита и даже недержания мочи и кала. У таких несхожих на первый взгляд явлений есть общие черты. Все они, во-первых, связаны с нашей психикой и эмоциями, а во-вторых, – обратимы. Невроз, в отличие от более серьезных расстройств, не связан с нарушением восприятия мира или изменениями в сознании, а потому поддается корректировке. Это не столько диагноз, сколько пограничное состояние, сигнал того, что в нервной системе или в душевном состоянии человека появилась трещина. Насколько она глубока и какими методами ее лучше устранить, может решить только специалист. А перед ним сразу же встает главная проблема – отличить норму от патологии. Другими словами, понять, что именно нужно ребенку: лекарства, помощь психолога или просто любовь и внимание родителей.

Норма или отклонение – решать не вам, а врачу!

Разобраться с этим вопросом должен врач – педиатр, невролог или детский психотерапевт, но никак не сами родители, бабушки и друзья семьи. Если что-то в состоянии ребенка вас беспокоит, визит в поликлинику однозначно не будет лишним. Специалист оценит справедливость ваших опасений и разберется, не вызваны ли проблемы естественными процессами роста. Ведь в том и состоит главная особенность всех детских болезней, что малыши, в отличие от взрослых, растут. Их нервная система тоже постепенно совершенствуется, и, как только «фундамент» становится более устойчивым, «трещины на фасаде» тоже перестают углубляться, постепенно делаясь незаметными. Многие невротические расстройства также со временем проходят у малышей сами собой, а некоторые и вовсе возникают из-за слишком активного роста. Так, например, тики и навязчивые движения (сосание пальца, наматывание волос на палец, почесывания, покачивания туловищем, гримасничанье и т. п.), которые иногда встречаются у детей 4–7 лет, связаны с особенностями созревания нервной системы. Они, как правило, прекращаются, как только дисбаланс между потребностями и возможностями организма устраняется.

Подробнее: Детские неврозы. Взгляд врача. 

10 неправильных способов мотивировать своего ребенка.

Все помняурит этот крылатый вопрос из фильма про Электроника: «Урри, где у него кнопка?» Абсолютно каждый родитель в минуту слабости задает себе этот вопрос. И нередко в поисках той-самой-кнопки мы нажимаем на кнопки другие — ненужные и опасные. Ксения Букша перечисляет неправильные способы мотивировать и объясняет, чем они вредны для детей. А иногда и для родителей тоже.

1. Битьё. "Приринесёшь двойку — будем пороть».

Да, сорок процентов россиян до сих пор бьют детей. Большинство все-таки в состоянии аффекта, но еще не вымерли и те, что мотивируют ремнем. Увы, метод и раньше работал плохо, а теперь не работает совсем, потому что в наше время главный фактор успеха — эмоциональный интеллект, умение чувствовать других, а это качество у систематически битого ребенка развивается плоховато. Ведь быть в эмоциональном контакте с родителем-садистом, любить его — это слишком больно. Приходится отморозить чувства и стать «как об стенку горох».

2. Шантаж эмоциями. «Не буду с тобой разговаривать, пока ты не…».

Первое время действует здорово. Но потом перестаёт. Побочки сильнее прямого эффекта. Десять раз ребенок испугается и будет просить-умолять, а на одиннадцатый — сам перестанет разговаривать с шантажистом-родителем.

«Ты меня в гроб вгонишь».Мотивация тут — вина и чувство долга. Работает отлично: виноватый ребенок и из-за компа вылезет, и в магазин сбегает, и к приятелю с ночевкой лишний раз не пойдёт. Но счастья это не прибавляет и отношения не улучшает.

Подробнее: 10 неправильных способов мотивировать своего ребенка.

Как сформировать у ребенка привычку к чтению?

Привыч93.495ку к чтению стоит формировать с самого раннего возраста :дети 2 - 7 лет: читаем ребенку вслух; дети 7 - 12 лет: выбираем книги. Читаем вместе. Обсуждаем.Списки литературы для детей:   Литература для детей от 2,5-3 до 6-7 лет скачать    Литература для детей примерно от 5-6 до 8-9 лет  скачать    Литература для школьников 7-11 летскачать

Что делать?

1. Выбираете хорошую книгу (из приложенного списка или самостоятельно). Выбирайте то, что на данный момент интересно Вашему ребенку. Это могут быть сказки, тематические энциклопедии, книги определенного направления (например, фантастика или рассказы о животных). Книги для маленьких детей должны содержать качественные иллюстрации.

2. Введите ритуал чтения в определенное время (например, перед сном). Маленьким детям читайте вслух. Детям, которые уже хорошо читают, но читать не хотят, не любят - также можно читать вслух. Если книга интересна ребенку на данный момент, хорошо иллюстрирована - ребенок будет с удовольствием проводить с Вами время за чтением.

3. В процессе чтения - обсуждайте. Выражайте свое мнение по поводу прочитанного, комментируйте, интересуйтесь его мнением, оценивайте действия персонажей. Таким образом Вы приучаете ребенка читать вдумчиво, анализировать материал. Вы имеет возможность непринужденно высказать свое мнение по определенным поводам, ситуациям. И просто так интереснее).

4. Читайте столько, сколько ребенок хочет, а лучше - немного меньше. Заканчивайте на самом интересном месте - так Вы создадите ситуацию, когда ребенок будет с нетерпением ждать чтения. А может быть - возьмется за книгу сам).

Подробнее: Как сформировать у ребенка привычку к чтению?

Тактильные игры с малышом.

 

7f09b99040d03484b9156059bbd90ffa

Помимо своего зрения и слуха, маленькие дети, исследуя окружающий мир, используют и тактильные ощущения. Потому им так нравится лепить из пластилина, шелестеть фантиками, плескаться в воде, водить карандашом по бумаге или стенам комнаты. Задача родителей - направить в необходимое русло сенсорное впитывание потока информации с помощью игр, тем самым открывая перед своим крохой более широкие возможности для обучения. Игры на тактильные ощущения развивают детское восприятие всевозможных предметов через прикосновение. Ребенок учится узнавать их, сравнивать, определять существующие между ними различия.

Примеры тактильных игр.

Можно сложить в «волшебный мешочек» пуговицы разной фактуры и величины, фигурки, колечки и т.д. Предложите малышу подержать пуговку. Затем, обратите его внимание на то, что пуговичка прыгнула в мешочек и спряталась. Пускай малыш найдет ее на ощупь среди прочих находящихся там вещиц. Создайте тактильную книгу-альбом, в которой будут храниться образцы всевозможных лоскутков тканей: шелк, шерсть, мешковина, наждачная бумага, пакет, бархат и другие. Листайте, рассматривайте вместе со своим чадом альбом, предлагайте ему тактильно определить свойства того или иного материала: мягкий, твердый, шероховатый или гладкий, колючий или пушистый. Закрыв глазки, ребенок, попробует отгадать, что вы положили ему в ладошку. Это может быть каштан, шишка, мячик, овощи, фрукты и т.д. Спрячьте в крупе, например гречке, игрушку. Малыш приложит все усилия, чтобы найти Ваш сюрприз.

Стихи для тактильных игр с малышом.

Подробнее: Тактильные игры с малышом. 

Режим сна у ребенка.

 

50794

 

1. Младенцы: просыпаться ночью – это нормально Почти все взрослые люди до появления собственного ребенка совершенно уверены, что младенцы должны спать много и долго. Потом малыш появляется, и удивленные родители обнаруживают, что это так разве что в первые пару месяцев – и то не всегда. А дальше начинаются сны по 40 минут, пробуждения по ночам, чтобы поесть, попить или поплакать, отказ спать в кроватке и прочие «сюрпризы». Как правило, все это считается поводом для жалоб на плохой сон. А сон, между прочим, совершенно нормальный для ребенка первого года жизни. 40-минутный сон связан с тем, что столько длится один цикл. Взрослые умеют переходить из одного в другой, а младенцы в силу незрелости нервной системы – нет. Отказ спать в кроватке – лишь следствие потребности в маме и в ее тепле. Прерывистый ночной сон (обычно дети просыпаются 2–3 раза) – тоже норма. В 4–6 месяцев дети вдруг начинают просыпаться еще чаще, и это тоже объяснимо и нормально – режутся зубы, что происходит в основном по ночам. Все вышеперечисленное – совершенно обычные вещи, с которыми придется смириться. Дети растут, и по мере взросления сон больше становится похож на наш – как правило, после 3 лет уже все дети спят так же, как взрослые.

2. 2–4 года: а ну-ка, уложи! Спать всю ночь без пробуждения дети начинают в разное время: кто-то уже к концу первого года, кто-то на втором, а те, кто находился на грудном вскармливании, – после его окончания. А вот засыпать, едва завидев подушку, они не спешат. Обычно процесс засыпания затягивается, и порой от момента укладывания в кровать до «выключения» проходит около часа. Это тоже нормально – в среднем засыпание у детей 2–4 лет занимает 40 минут. Взрослые тоже далеко не всегда попадают в объятия Морфея, едва оказавшись в постели. Засыпание у нас, больших, в норме занимает около 30 минут. Если малыш отключился очень быстро, это скорее всего говорит о том, что он сильно «перегулял» – то есть уложить его нужно было уже давно. Дело не очень полезное: маленькие дети не умеют переключаться так же легко и быстро, как взрослые, и «перегуливание» у них чревато эмоциональным перенапряжением. Лучше укладывать вовремя и не воспринимать долгую подготовку ко сну как проблему. Если вечером ребенок вдруг начинает бегать кругами – это признаки «перегуливания».

3. 4–7 лет: как поднять в детский сад Ребенок пошел в детский сад, и у родителей новые проблемы: как разбудить утром. От чего вообще зависит, хочет ребенок вставать утром или нет? В первую очередь, конечно, от режима. Если малыш ложится спать в 9:00, поднять его в 7:30 будет несложно – скорее всего он сам вас поднимет. Но что, если отбой гораздо позже? Большинство детей устают в детском саду и к вечеру уже очень хотят спать. Ребенок вполне уснул бы в 9, но родители поздно приходят с работы, и он, дожидаясь их прихода, перевозбуждается и уже не может справиться с собой. В результате он засыпает совсем поздно, а утром, естественно, не в состоянии проснуться. Тут поможет только одно: родителям надо на время пересмотреть режим работы и постараться приходить домой пораньше.

4. Школьники: режим – это не 5 дней в неделю Когда ребенок достигает школьного возраста, на первый план выходит проблема утренних подъемов. Встать в 7 утра без труда не удается порой даже тем детям, кто вечером ложится в положенные 9–10 часов. В этом возрасте у ребенка уже вполне сформированы личные биоритмы – он либо сова, либо жаворонок, либо голубь, и тогда по идее трудности с утренним вставанием должны быть преодолимы. Но при одном важном условии: нужен режим. Именно его отсутствие, вернее, «гибкость», чаще всего и объясняет утренние проблемы у школьников и их родителей. Если среди недели ребенок ложится в 22 часа, а встает в 7 – это, конечно, хорошо, но еще не все. Режимом это можно будет назвать лишь в том случае, если его соблюдают и в выходные. И на каникулах. И у бабушки. И вообще всегда. А если 5 дней в неделю график соблюдается, а в оставшиеся дни школьник ложится за полночь, а просыпается в обед, – это не режим. И удивляться трудностям с подъемом в таком случае не приходится

Источник: http://sobesednik.ru, фото http://veselahata.com

 

 

Телефон доверияУполномоченный по правам ребенка
в Тамбовской области 

(4752) 72-65-44
Отдел охраны прав детства управления образования и науки области 

(4752) 79-23-30 

Отдел демографической и семейной политики управления социальной защиты и семейной политики области

(4752) 79-16-52

 

Нужен ли детям телефон доверия?