Семейный

помощник

Сайт создан в рамках реализации комплексной программы Тамбовской области "Защитим детей от насилия!" на 2015-2017

Как родителю помочь ребенку справиться с возможным стрессом при временном нахождении дома.

    Родители, близкие детей, находясь дома могут привить ребенку навыки преодоления, совладания со сложными ситуациями и научить его справляться с возможным стрессом. Для этого родителям необходимо:

   Сохранять, поддерживать, культивировать благоприятную, спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. В сложных ситуациях не нужно паниковать, следует помнить, что "черную полосу всегда сменяет белая". Доброжелательное спокойствие членов семьи поможет придать ребенку уверенность, стабилизирует ситуацию.Стараться регулярно общаться, разговаривать с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями. Обязательно обсуждайте ближайшее и далекое будущее. Старайтесь строить (но не навязывать) перспективы будущего совместно с ребенком. Делитесь своими переживаниями, мыслями, рассказывайте честные истории из жизни, в том числе о преодолении вами и вашими знакомыми трудных жизненных ситуаций. Обычный разговор по душам способен заставить ребенка поверить в свои силы. Посочувствуйте, скажите, что вы понимаете, как ему сейчас трудно (если он переживает, что не может посещать школу, кружки). Дети, которые чувствуют поддержку и искреннее сочувствие родителей, справляются со стрессом успешнее.Научить ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах (агрессию - через активные виды спорта, физические нагрузки, которые можно выполнять дома или на улице; душевные переживания - через доверительный разговор с близкими, приносящий облегчение). Часто ребенку (особенно подростку) сложно рассказывать о своих переживаниях родителям или сверстникам. С этой целью предложите ребенку завести тетрадь, в которой он будет рассказывать о своих переживаниях. Выложив эмоции на бумагу, он почувствует облегчение, освободившись от возможных негативных мыслей.Поощрять физическую активность ребенка. Стресс - это, прежде всего, физическая реакция организма, поэтому эффективно бороться с ним ребенку поможет любая деятельность, требующая физических усилий: уборка по дому, физические упражнения, пение, танцы... Старайтесь не вынуждать ребенка тратить силы на то, что ему не интересно, но постарайтесь определить совместно с ребенком, каким активным занятием он хотел бы заниматься, находясь дома.Поддерживать и стимулировать творческий ручной труд ребенка. Даже если Вам кажется, что, например, подросток "впадает в детство" и ничего полезного не делает (рисование, плетение "фенечек", украшение одежды, склеивание моделей), все это является своеобразной "разрядкой", несет успокоение - через работу воображения подросток отвлекается от негативных переживаний, повседневных проблем.Поощрять ребенка к заботе о ближних (представителях старшего поколения, младших детях, домашних питомцах). Приятные обязанности, ощущение, что "кто-то от меня зависит", "без меня не справится", "я нужен кому-то", являются дополнительным ресурсом для совладания с возможным стрессом.

   Поддерживать семейные традиции, ритуалы. Важно, чтобы хорошая семейная традиция была интересна, полезна и любима всеми поколениями семьи. Другими словами, семейные ритуалы можно и нужно трансформировать, чтобы младшее поколение с удовольствием участвовало в них, а не воспринимало их как неотвратимое, скучное, бесполезное времяпрепровождение.Стараться поддерживать режим дня ребенка (сон, режим питания). Чаще давайте ребенку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, общение с друзьями по телефону и т. д.).

   https://newizv.ru/article/general/20-03-2020/psihologi-dali-rekomendatsii-kak-umenshit-trevozhnost-v-period-epidemii

Советы для родителей дошкольников и младших школьников в период объявленной эпидемии.

     Займитесь вместе с ребенком какой-нибудь конкретной содержательной деятельностью. Вместе сделайте игрушку, совместный рисунок, приготовьте какое-нибудь блюдо. Когда ребенок рядом с родителями и что-то делает вместе с ним - это снимает тревогу. Постарайтесь использовать это время, чтобы Вам с ребенком лучше узнать друг друга. Можно вместе сделать спортивные упражнения. Важно сохранить привычный режим жизни, в противном случае ребенку трудно будет вернуться к прежнему порядку. Сохраняйте обычный режим дня (устраивайте занятия, как в школе или детском саду, устраивайте "перемены").Если ребенок волнуется из-за вируса и задает вопросы, то говорить нужно примерно следующее: "Если выполнять все правила (мыть руки, лицо, когда это нужно - после того, как пришли с улицы, после туалета, перед едой; проветривать комнату; на улице надевать перчатки; выполнять режим дня; вовремя ложиться спать; пить витамины; нормально есть и т. д.), то все будут здоровы!"Важно переводить ответы в плоскость конкретных рекомендаций. Не нужно все время заставлять мыть руки, а только, когда это необходимо, иначе это может привести к навязчивости.Если ребенок очень боится заболеть, то можно сказать ему: "Микробы есть всегда. Но если мы поддерживаем нормальный образ жизни: проветриваем комнату, делаем зарядку, пьем витамины, т. е. соблюдаем все правила, то все будут здоровы! Конечно, человек может заболеть, но потом он выздоравливает. Ты же помнишь, как ты болел, был простужен (или я болел(а)? Потом ты выздоровел, я выздоровел(а). Важно соблюдать правила".

  https://newizv.ru/article/general/20-03-2020/psihologi-dali-rekomendatsii-kak-umenshit-trevozhnost-v-period-epidemii

Запрет на эмоции-запрет на жизнь….

   позво енные и запрещенные эмоции 48113028 Очень часто на консультации (не важно, очной или дистанционной) на вопрос: «Что Вы чувствуете?», психолог слышит ответ: «Ничего». Но этот ответ говорит не об отсутствии чувств, а об эмоциональной неграмотности и потере контакта с этими самыми чувствами, отсутствии умения их распознавать. Не бывает плохих чувств и не существует ненужных эмоций – каждое их проявление адекватно своей ситуации.

    Спектр эмоций огромен, но к базовым чувствам можно отнести радость, печаль, злость и страх. Остальные переживания— оттенки этих основных чувств. Беспокойство, тревога – это эмоции страха. Интерес, воодушевление, любовь, доверие – эмоции радости. За ленью и апатией может скрываться печаль, в раздражении или сарказме - злость.

Отвергая некоторые эмоции, мы отрицаем отрицает некоторую часть себя, своей личности. Но эта часть личности существует и начинает влиять на нас бесконтрольно, вызывая болезни, проблемы, нездоровые отношения. Вот почему нужно уметь распознавать, осознавать и адекватно проявлять все чувства. И этому надо учиться и учить ребенка. «Злиться плохо», «стыдно бояться», « плакать некрасиво» - слыша такие фразы, у ребенка складывается впечатление, что эти эмоции «плохие», и их не должно быть. Может быть еще и помечтать: «как хорошо будет жить, когда никто не будет бояться и злиться…» Страх – это сторож. Он оберегает от опасных действий и поступков. Сохраняет жизнь. Что будет, если перестать бояться? Человек погибнет. Страх должен быть, но важно дать понять ребенку: какой страх «слушать», а с каким следует разобраться. Бояться рычащую собаку и не желать ее гладить правильно, так как агрессивное животное представляет опасность. Бояться задать вопрос учителю – здесь следует помочь ребенку совершить нужное действие, несмотря на страх.

    Эмоции грусти наделяют человека способностью глубоко переживать и сочувствовать. Адекватно воспринимать жизненные потери. Слезы помогают освободиться от напряжения, выводят излишки адреналина и токсины. Печаль снижает тонус и позволяет замедлить бег по жизни и задуматься. В этом случае ребенку следует оказать эмоциональную поддержку, утешить, при этом слезы не должны стать инструментом манипуляций. Вы можете обнять, посочувствовать, но ваше «нет» остается «нет».

    Злиться – можно и нужно. Злость - это защитник и активатор. Если запретить ребенку злиться, то он не сможет постоять за себя, дать отпор обидчикам, защитить себя и близких, отстаивать свои позиции, требовать и добиваться лучшего, стремиться к успеху, соревноваться и побеждать. Даже когда мы откусываем пищу, в процессе участвует трансформированная эмоция злости. Эта подавленная эмоция нередко обнаруживает себя в аутоагрессии, зависимости, кожных, сосудистых заболеваниях, гипертонии, проблемах с печенью и т.д. Механизм защиты, противостояния, преодоления себя и своих слабостей, спортивная злость и деловой азарт запускают эмоции, также связанные со злостью. По сути запрет на злость – это запрет на жизнь.

   Но если ребенок проявляет свою злость неадекватно: кричит, бранится, валяется на полу, обижает животных, младших детей, родителей, ломает и портит вещи — следует помочь ему выплескивать свой гнев безопасно. Можно предложить покривляться перед зеркалом, пока гнев не уступит место смеху, закрыться в помещении, например, в ванной комнате, и кричать столько, сколько нужно, смять или разорвать бумагу, нарисовать свою злость и порвать рисунок, поколотить подушку (мягкая игрушка не подойдет), порычать, желательно уединенно.

     Джон Грей в своей книге «Дети с небес» предлагает метод так называемых «таймаутов», когда ребенку позволено испытывать злость, но не демонстрировать ее: ребенок проявляет гнев, взрослый называет его чувство, произнося с утвердительной интонацией: «ты злишься, тебе пора пойти разобраться со своими чувствами». Далее ребенка отправляют или даже относят в уединенное помещение, дают, например, старые обои, которые не жаль порвать, и предлагают выместить свой гнев на бумаге. Уединение длиться столько минут, сколько лет ребенку. Если за это время он не успокоился, предлагают побыть наедине со своими эмоциями еще столько же времени, пока эмоция не исчезнет. Многие дети через время сами выражают желание уединиться для того, чтобы «выпустить пар».

    Типичная история: ребенок хочет съесть конфету перед обедом.

Спокойным тоном вы отражаете его чувства: «Ты злишься сейчас. Мне понятна твоя злость. Когда я была/был как ты, я тоже злилась, когда мне не давали конфеты перед обедом. Но я прошу тебя не есть сейчас конфету».

Когда ребенок начинает дуть губки, плакать, – значит, началась другая ступенька – печаль, вызванная обидой. Вы также спокойно продолжаете: «Я знаю, тебе обидно, я тоже…» - и так далее, по аналогии со злостью.

Когда высыхают слезы, значит, подступил страх. «А сейчас ты боишься, что вообще не получишь конфету. Мне тоже было страшно, что я никогда-никогда не получу ее, я плакал(а), мне было так обидно и грустно от этого…»

И переходи к радости: «…но потом ведь ты знаешь, что я получал(а) свою конфету! Сразу после обеда! Вот радость…». И тут ваш малыш делает глубокий вдох, лицо его озаряется улыбкой, и он соглашается.

Переходите к следующему чувству, когда замечаете некоторую паузу, перемену в поведении ребенка. Последовательность «ступенек лестницы» - злость, страх, печаль, любовь (радость).    Как правило, ваш малыш, прожив то, что его мучает, освободится и, почувствовав ваше принятие его переживаний, выйдет на любовь, доверие к вам, радость и будет готов к конструктивному поведению и сотрудничеству с вами.

 

 

Телефон доверияУполномоченный по правам ребенка
в Тамбовской области 

(4752) 72-65-44
Отдел охраны прав детства управления образования и науки области 

(4752) 79-23-30 

Отдел демографической и семейной политики управления социальной защиты и семейной политики области

(4752) 79-16-52