Семейный

помощник

Сайт создан в рамках реализации комплексной программы Тамбовской области "Защитим детей от насилия!" на 2015-2017

Запрет на эмоции-запрет на жизнь….

   позво енные и запрещенные эмоции 48113028 Очень часто на консультации (не важно, очной или дистанционной) на вопрос: «Что Вы чувствуете?», психолог слышит ответ: «Ничего». Но этот ответ говорит не об отсутствии чувств, а об эмоциональной неграмотности и потере контакта с этими самыми чувствами, отсутствии умения их распознавать. Не бывает плохих чувств и не существует ненужных эмоций – каждое их проявление адекватно своей ситуации.

    Спектр эмоций огромен, но к базовым чувствам можно отнести радость, печаль, злость и страх. Остальные переживания— оттенки этих основных чувств. Беспокойство, тревога – это эмоции страха. Интерес, воодушевление, любовь, доверие – эмоции радости. За ленью и апатией может скрываться печаль, в раздражении или сарказме - злость.

Отвергая некоторые эмоции, мы отрицаем отрицает некоторую часть себя, своей личности. Но эта часть личности существует и начинает влиять на нас бесконтрольно, вызывая болезни, проблемы, нездоровые отношения. Вот почему нужно уметь распознавать, осознавать и адекватно проявлять все чувства. И этому надо учиться и учить ребенка. «Злиться плохо», «стыдно бояться», « плакать некрасиво» - слыша такие фразы, у ребенка складывается впечатление, что эти эмоции «плохие», и их не должно быть. Может быть еще и помечтать: «как хорошо будет жить, когда никто не будет бояться и злиться…» Страх – это сторож. Он оберегает от опасных действий и поступков. Сохраняет жизнь. Что будет, если перестать бояться? Человек погибнет. Страх должен быть, но важно дать понять ребенку: какой страх «слушать», а с каким следует разобраться. Бояться рычащую собаку и не желать ее гладить правильно, так как агрессивное животное представляет опасность. Бояться задать вопрос учителю – здесь следует помочь ребенку совершить нужное действие, несмотря на страх.

    Эмоции грусти наделяют человека способностью глубоко переживать и сочувствовать. Адекватно воспринимать жизненные потери. Слезы помогают освободиться от напряжения, выводят излишки адреналина и токсины. Печаль снижает тонус и позволяет замедлить бег по жизни и задуматься. В этом случае ребенку следует оказать эмоциональную поддержку, утешить, при этом слезы не должны стать инструментом манипуляций. Вы можете обнять, посочувствовать, но ваше «нет» остается «нет».

    Злиться – можно и нужно. Злость - это защитник и активатор. Если запретить ребенку злиться, то он не сможет постоять за себя, дать отпор обидчикам, защитить себя и близких, отстаивать свои позиции, требовать и добиваться лучшего, стремиться к успеху, соревноваться и побеждать. Даже когда мы откусываем пищу, в процессе участвует трансформированная эмоция злости. Эта подавленная эмоция нередко обнаруживает себя в аутоагрессии, зависимости, кожных, сосудистых заболеваниях, гипертонии, проблемах с печенью и т.д. Механизм защиты, противостояния, преодоления себя и своих слабостей, спортивная злость и деловой азарт запускают эмоции, также связанные со злостью. По сути запрет на злость – это запрет на жизнь.

   Но если ребенок проявляет свою злость неадекватно: кричит, бранится, валяется на полу, обижает животных, младших детей, родителей, ломает и портит вещи — следует помочь ему выплескивать свой гнев безопасно. Можно предложить покривляться перед зеркалом, пока гнев не уступит место смеху, закрыться в помещении, например, в ванной комнате, и кричать столько, сколько нужно, смять или разорвать бумагу, нарисовать свою злость и порвать рисунок, поколотить подушку (мягкая игрушка не подойдет), порычать, желательно уединенно.

     Джон Грей в своей книге «Дети с небес» предлагает метод так называемых «таймаутов», когда ребенку позволено испытывать злость, но не демонстрировать ее: ребенок проявляет гнев, взрослый называет его чувство, произнося с утвердительной интонацией: «ты злишься, тебе пора пойти разобраться со своими чувствами». Далее ребенка отправляют или даже относят в уединенное помещение, дают, например, старые обои, которые не жаль порвать, и предлагают выместить свой гнев на бумаге. Уединение длиться столько минут, сколько лет ребенку. Если за это время он не успокоился, предлагают побыть наедине со своими эмоциями еще столько же времени, пока эмоция не исчезнет. Многие дети через время сами выражают желание уединиться для того, чтобы «выпустить пар».

    Типичная история: ребенок хочет съесть конфету перед обедом.

Спокойным тоном вы отражаете его чувства: «Ты злишься сейчас. Мне понятна твоя злость. Когда я была/был как ты, я тоже злилась, когда мне не давали конфеты перед обедом. Но я прошу тебя не есть сейчас конфету».

Когда ребенок начинает дуть губки, плакать, – значит, началась другая ступенька – печаль, вызванная обидой. Вы также спокойно продолжаете: «Я знаю, тебе обидно, я тоже…» - и так далее, по аналогии со злостью.

Когда высыхают слезы, значит, подступил страх. «А сейчас ты боишься, что вообще не получишь конфету. Мне тоже было страшно, что я никогда-никогда не получу ее, я плакал(а), мне было так обидно и грустно от этого…»

И переходи к радости: «…но потом ведь ты знаешь, что я получал(а) свою конфету! Сразу после обеда! Вот радость…». И тут ваш малыш делает глубокий вдох, лицо его озаряется улыбкой, и он соглашается.

Переходите к следующему чувству, когда замечаете некоторую паузу, перемену в поведении ребенка. Последовательность «ступенек лестницы» - злость, страх, печаль, любовь (радость).    Как правило, ваш малыш, прожив то, что его мучает, освободится и, почувствовав ваше принятие его переживаний, выйдет на любовь, доверие к вам, радость и будет готов к конструктивному поведению и сотрудничеству с вами.

Шоплифтинг- игра рядом с тюремным сроком

   У подростков появилось увлечение, которое грозит им реальными сроками заключения. Шоплифтинг – игра, в которой дети пытаются перещеголять друг друга, попутно, заработав и получив изрядную дозу адреналина. Новое увлечение современной молодежи дословно переводится как «кража в магазине». Суть игры заключается в том, чтобы вынести из супермакета как можно больше товара (либо определенные наименования товара), не заплатив и не попав в руки к охране. Иногда можно услышать, что молодые воришки или шоплифтеры, как они сами себя называют - это не просто тенденция общества, а что-то вроде новой субкультуры. Магазины стали местом, где подростки и молодежь проводят большую часть своего времени (не обязательно свободного). Иначе говоря, супермаркеты и торговые центры очень быстро заменили редеющие подростковые клубы. А шоплифтеры нашли для себя интересную нишу для самовыражения и самоутверждения. Обычные воришки, которые крадут не из-за нужды, зачастую из обеспеченных семей. Воруют они по разным причинам, но чаще всего что бы испытать острые ощущения, или просто убить время.

    Родители расстраиваются, узнав, что их чадо совершило кражу. Тут конечно многое имеет значение. Возраст молодого правонарушителя, сумма на которую было украдено товара, другие обстоятельства дела. Тем не менее, гораздо большая печаль происходит, если воришка остается не пойманным. Соблазн повторить подвиг возвращается снова и снова. Как правило, шоплифтеры крайне редко отправляются на «подвиги» самостоятельно – им нужны зрители, но не в лице охраны магазина, а своих друзей, сверстников.

    Есть и одиночки. Они уверены, что в своем одиночестве они меньше привлекут внимание. Причина такого поведения лежит в расстройстве поведения, которая должна стать объектом для диагностики клиническим психологом.  

    Кто же все-таки находится в группе риска по шоплифтерству?   Неверно думать, что хулиганы которые уже совершили кучу преступлений, и пытаются таким способом ее обогатиться. Определить предрасположенность к такой форме отклоняющегося от нормы поведения поможет опытный психолог.

    Более всех других на воровство решаются те дети и подростки, у которых не организован досуг. Обратите внимание, если ваш ребенок проводит время за гаджетом, часами на пролет сидит в интернете, или занят домашним хозяйством (вдруг), то это не организация досуга.

Почему психолог не всегда помогает?

    6610Потому что есть люди которым помочь нельзя и люди, которым не нужна помощь.Иногда просто потому, что человеку помочь нельзя. И речь не о психиатрии, где надо принимать таблетки, потому что в мозге органические нарушения.

    Это как с онкологией. Вот два одинаковых человека - возраст, вес, социальное положение, статус, одна стадия одной болезни. Только один выходит на ремиссию, а второй умирает.Просто потому, что у второго не было никаких ресурсов и найти их было невозможно. Потому что их нет. Ни внутри, ни снаружи - таких, чтобы перенести внутрь. Поэтому одна женщина приползает с фразой "у меня не получаются отношения" и через год выходит замуж. А вторая с таким же запросом и в таком же положении через год оказывается еще и уволенной.

     И не помогут никакие подходы, методики и прочее, если человек НЕ МОЖЕТ. Неоткуда там взяться счастью, воле, стабильности. Все эти "вырасти своего взрослого", "возьми ответственность" не помогут, если нет фундамента - желания, надежды, положительного опыта.

Пуганая ворона куста боится. Это про травматиков. Они навсегда в психотравме и никогда не станут Ок. Но можно поддерживать. Невротики всегда будут невротиками, потому что это то же, что тип темперамента, он такой родился, это склад личности, но можно корректировать и поддерживать. А есть... даже не могу подобрать термина. Если к вам зачем-то приходит женщина с твердой установкой "все мужики козлы", то вовсе необязательно, что она подсознательно хочет, чтобы ее переубедили и помогли выйти замуж. Возможно, мужики вокруг закончились, как и подруги, и теперь она готова даже платить за то, чтобы ее разубеждали.

    Если цель психолога съездить в отпуск в отель с одной звездой побольше, то можно и поработать, изучая психологические защиты в копилочку. А если есть более интересные случаи или действительно нуждающиеся в помощи люди, то - лесом. Есть те, кому помогать не надо, потому что помощь им не нужна.

 

 

Телефон доверияУполномоченный по правам ребенка
в Тамбовской области 

(4752) 72-65-44
Отдел охраны прав детства управления образования и науки области 

(4752) 79-23-30 

Отдел демографической и семейной политики управления социальной защиты и семейной политики области

(4752) 79-16-52