Семейный

помощник

Сайт создан в рамках реализации комплексной программы Тамбовской области "Защитим детей от насилия!" на 2015-2017

Канавина С.С. «Профилактика суицидов среди несовершеннолетних путем повышения стрессоустойчивости: методические рекомендации»

Методические рекомендации предназначены для психологов и педагогов, занимающихся образованием и воспитанием несовершеннолетних. Они содержат материалы по проведению занятий, направленных на повышение стрессоустойчивости при обстоятельствах, вызывающих суицидальное поведение. Обосновано применение психодрамы и кинотренинга в профилактических мероприятиях. Представлены   психологические   тесты   и   справочная информация по вопросам суицидального поведения.

скачать методические рекомендации

Случайно найденный рассказ.....

Возможно, http://pikabu.ru, несерьезный сайт. И делиться статьями с него тоже несерьезно. Но многое из рассказа показалось мне близким и важным. Может быть, он затронет и Вас. И мы вместе посмотрим вокруг и сделаем все, чтобы дети стали немного счастливее. Иногда для этого нужно совсем немного. С уважением, Ольга Борисова.

Итак, рассказ.

"Дальний Восток. Каждая осень неземной красоты. Золотая тайга с густо-зелеными пятнами кедров и елей, черный дикий виноград, огненные кисти лимонника, упоительные запахи осеннего леса и грибы. Грибы растут полянами, как капуста на грядке, выбегаешь на полчаса за забор воинской части, возвращаешься с корзиной грибов. В Подмосковье природа женственна, а тут — воплощенная брутальность. Разница огромна и необъяснима.

Подробнее: Случайно найденный рассказ.....

НЕВРОТИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮБВИ И ПРИВЯЗАННОСТИ.

1948...Жажда любви и привязанности встречается столь часто в неврозах и столь легко узнается опытным наблюдателем, что может рассматриваться как один из самых надежных показателей существования тревожности и ее примерной силы. Действительно, если человек чувствует, что в основе своей он беспомощен в этом угрожающем и враждебном мире, тогда поиск любви будет представляться наиболее логичным и прямым путем получения любого типа расположения, помощи или понимания.

Если бы состояние психики невротичного человека было таким, каким оно часто ему представляется, ему было бы нетрудно добиться любви. Если попытаться словами выразить то, что он часто лишь смутно ощущает, его влечения будут примерно следующими: он хочет очень немногого — добра, понимания, помощи, совета от окружающих его людей. Хочет, чтобы они знали, что он стремится доставить им радость и опасается задеть кого-либо. В его сознании присутствуют только такие мысли и чувства. Он не осознает, в сколь значительной степени его болезненная чувствительность, его скрытая враждебность, его придирчивые требования мешают его собственным отношениям. Он также неспособен здраво судить о том, какое впечатление он производит на других или какова их реакция на него. Следовательно, он не в состоянии понять, почему его попытки установить дружеские, брачные, любовные, профессиональные отношения столь часто приносят неудовлетворенность. Он склонен заключать, что виноваты другие, что они невнимательны, вероломны, способны на оскорбление или что вследствие некой неблагоприятной причины у него отсутствует дар быть понятым людьми. Так он продолжает гнаться за призраком любви.

Подробнее: НЕВРОТИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮБВИ И ПРИВЯЗАННОСТИ.

Весь в себе. Что такое синдром Аспергера?

392 300 40449 base 9432a55f6

Проделки фей и «Человек дождя»

В средневековой Британии родители должны были тщательно присматривать за ребенком, особенно хорошеньким, — его в любой момент могли похитить феи. Ведь, как известно, волшебные существа любят человеческих детей и с удовольствием воспитывают их в своем царстве. А на их место подкладывают собственных отпрысков, заколдовав подменышей так, чтобы они были внешне очень похожи на пропавших. Но отличить эльфийского ребенка можно было по ряду признаков — в их число входили необщительность малыша и его неравномерное развитие, а также неожиданная любовь и способности к одному роду деятельности (как правило, к музыке). Среди некоторых ученых и писателей, исследовавших историю аутизма, существует мнение, что за подменышей принимали детей с разными нарушениями развития — в том числе и с регрессивным аутизмом (когда ребенок развивается нормально до одного–двух лет, а потом начинает проявлять симптомы расстройства).

С укреплением позиций христианства вера в фей постепенно перетекла в веру в сатанинские проделки. Один из предполагаемых случаев аутизма был упомянут в записях застольных бесед Мартина Лютера — там говорилось о 12-летнем мальчике, предположительно страдавшем этим нарушением развития. Вердикт Лютера был безжалостным: он посоветовал задушить ребенка (по другой версии — утопить), считая его порождением дьявола — телом, не имеющим души. «Он (дьявол) способен причинять детям вред, вызывать болезни сердца, слепоту, красть их или даже извлекать детей из колыбельки и сам ложиться на место украденного ребенка», — писал Лютер. В 1747 г. брак шотландского дворянина Хью Блэра с дочерью местного врача был аннулирован из-за странного поведения жениха. По воспоминаниям современников, Блэр слабо разбирался в приличиях и нюансах общения (например, мог без спроса прийти в гости), всегда носил одну и ту же одежду (на прохудившиеся места он ставил заплаты, вырезая их из новой одежды — часто заимствованной у окружающих), коллекционировал птичьи перья и всегда заявлялся на любые похороны в городе вне зависимости от того, знал ли умершего. Впрочем, расторжение брака произошло не без участия Джона, младшего брата Хью, который был не заинтересован в появлении новых наследников поместья и титула. По мере развития науки стало ясно, что странности в поведении вызваны не феями и демонами, а дисбалансом в психических и неврологических процессах.

Подробнее: Весь в себе. Что такое синдром Аспергера?

Внимание! Запись лекции Елены Вроно.

19 мая в рамках кафедры психологии «Новой газеты» состоялась лекция Елены Вроно, детского психиатра-суицидолога, психотерапевта, члена правления общества семейных консультантов и психотерапевтов. Лекция проводилась в связи с публикацией статьи «Группы смерти» и содержит рекомендации для родителей по общению со своими детьми. Вы можете ознакомиться с лекцией по адресу http://www.novayagazeta.ru/tv/studio/73161.html

Что такое супервизия и откуда она появилась?

Супервизия –это наблюдение более опытного коллеги за работой психолога, терапевта, преподавателя, обсуждение сильных и слабых сторон, исправление возникших ошибок. Для полноценного понимания какого-либо процесса необходимо присутствие, участие другого, иначе специалист оказывается в замкнутом кругу собственных мыслей и чувств, что может привести к нервному срыву или даже к серьезному психическому расстройству. Среди специалистов помогающих профессий наиболее часто эмоциональное выгорание как защитный механизм психики от чрезмерных нагрузок.

Супервизия необходимое направление в профессиональной психологической деятельности. В нашей стране ему есть куда стремиться и развиваться.

Каким бы профессиональным не был специалист, он прежде всего человек и ему никогда не помешает помощь и профессиональная поддержка.

Основные понятия в супервизии. Супервизия — буквально означает "надзор”, а у нас это называлось бы "наставничество”.

Супервизия важна для расширения профессионального уровня, профессиональных знаний и умений и просто для личностного роста специалиста. Супервизия начала свое движение из недр психоанализа и вначале интенсивно развивалась именно в его рамках.

Первым примером можно считать случай, когда Зигмунд Фрейд анализировал маленького сына одного из своих соратников по психоанализу, и эта работа шла, в основном, через переписку. Отец писал о поведении мальчика, о его особенностях, а Фрейд давал рекомендации — как надо вести себя с ребенком, как надо его понимать. Поначалу своеобразной формой супервизии был личный анализ, где аналитик выступал в роли пациента для более опытного аналитика. Иногда это становилось взаимодействием двух опытных аналитиков, двух учителей, один говорил о теории, обучал каким-то знаниям, а второй работал как врач-психотерапевт, как аналитик с пациентом. А иногда эти роли объединялись, и на одних встречах это был разговор о психоанализе, о разных его концепциях, темах, вопросах, а на других кто-то из них двоих говорил о своих проблемах, то есть выступал в роли пациента. Вначале совместный личный анализ был краткосрочным, потом на него стало отводиться два, три месяца, полгода и так далее. Все это перерастало в более значительную работу. В последующем же произошло разделение на теоретическую подготовку, личный анализ и супервизионную работу, в рамках которой психотерапевт представлял какие-то законченные либо текущие случаи своему супервизору-аналитику для совместного обсуждения.

Сейчас супервизору все время приходится выбирать между двумя позициями. С одной стороны, супервизия — обучение, учебная ситуация.

Подробнее: Что такое супервизия и откуда она появилась?

Эмоциональные и психологические расстройства в детском и подростковом возрасте.

Поведе́ние - способность человека изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов,это любая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается к внешней среде. Поведение человека - совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру. Поведение –феномен свойственный не только человеку, а любому живому существу, однако и по сей день для психологической науки на первом месте стоит изучение феномена человеческого поведения. Поведение как предмет изучения психологии прошёл долгий путь: от исследований отечественных физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова до современных исследований в области психологической науки, и не только психологической. На данном этапе все чаще теории поведения фигурируют в маркетинговых исследованиях, в социологии, политике и пожалуй наверное в любой науке которая так или иначе касается человека и социума, от классических учений о рефлексах до изучения сложных форм группового взаимодействия, и психотерапии. Поведение не раз ставилось предметом изучения психологии, и не реже отодвигалось исследователями за кулисы психологической науки и практики, но на данном этапе очевидно, что нет такого направления в «науке о душе» (психологии) которое так или иначе не касалось феномена поведения. Изучение поведения не менее важно для решения фундаментальных вопросов возрастной психологии и педагогики. Возрастная психология (психология развития) как дисциплина изучающая психологические изменения человека по мере взросления, как ни одна другая психологическая дисциплина апеллирует к детскому возрасту, изучая психику ребёнка во все возрастные периоды и на всех стадиях, исследует поведение. На сегодняшний день одной из центральных проблем возрастной психологии, является проблема различных нарушений поведения в детском и подростковом возрасте и изучение факторов приводящих к данным расстройствам. Распространённость нарушений поведения различного происхождения, у детей на сегодняшний день довольно высока. По данным различных источников показатели колеблются в пределах от 12% до 25% от общего детского населения. Такой большой разброс количественных показателей в первую очередь обусловлен различиями в используемых методиках разных исследователей. Но достоверно установлено, что мальчиков нарушения поведения выявляются чаще, чем у девочек (85% и 15% соответственно, по мнению разных источников). Нарушения поведения могут выражаться по разному, например, как отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность, асоциальность, и социальную пассивность. Так же к нарушениям поведения стоит отнести расстройства описанные в МКБ 10 как «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения в начинающиеся в детском и подростковом возрасте» (МКБ 10 F 90 – 98), но не зависимо от происхождения нарушенного поведения, как характерную черту всех поведенческих расстройств можно выделить дезадаптацию (нарушения механизма приспособления) и не просто нарушения механизма приспособления, а нарастающую дезадаптацию. которая неблагоприятной форме течения, может затрагивать, всю сферу социального функционирования подростка или ребёнка.

На современном этапе исследований, нарушения поведения в детском и подростковом возрасте, по причине происхождения можно разделить на две обширные группы:

1. Расстройства поведения которые вызваны различного рода психологическими и социальными проблемами.

2. Расстройства поведения, которые обусловлены психическими и психофизиологическими расстройствами (заболеваниями), а также различного рода органическими дисфункциями ЦНС в детском возрасте.

Подробнее: Эмоциональные и психологические расстройства в детском и подростковом возрасте.

Социальное сопровождение семей с детьми.

     КоллекцОБЛОЖКАия изданий Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации пополнилась новым информационно-методическим сборником «Социальное сопровождение семей с детьми». Сборник отражает результаты пилотного проекта по внедрению социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи, реализованного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, органами исполнительной власти Астраханской, Калужской, Новгородской, Тверской, Псковской областей и города Москвы при экспертно-методическом сопровождении Государственным автономным учреждением города Москвы «Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы».

     Он включает модельную программу социального сопровождения и методические рекомендации по ее применению, нормативные документы и информационно-методические материалы, разработанные в субъектах Российской Федерации – участниками пилотного проекта.

     Сборник предназначен для руководителей и специалистов исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере социальной защиты населения, и органов местного самоуправления, руководителей и специалистов организаций социального обслуживания (по материалам сайта www.fond-detyam.ru ).

      Электронная версия издания размещена в открытом доступе на сайте www.fond-detyam.ru в разделе «Библиотека»

   

Информационная кампания.

Уважаемые коллеги!

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации разработал серию видеороликов, направленную на продвижение в обществе ценностей семьи с несколькими детьми, повышение престижа ответственного родителя, информирование родителей о работе детского телефона доверия.

 a4 gorВы можете самостоятельно скачать видеоматериалы для использования их в работе.

1.Видео "Матрешки" 30 сек https://cloud.mail.ru/public/cda2a0af0ba9/!%D0%9C%D0%90%D0%A2%D0%A0%D0%95%D0%A8%D0%9A%D0%90_30%20sec_16%D1%859.mpg

2. Видео "Дворник"

16х9 https://cloud.mail.ru/public/2a9262175e1c/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%2016%D1%859

4х3 https://cloud.mail.ru/public/522382f636f2/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%204%D1%853

3. Видео "Ваза", 30 сек:

формат 4х3 https://cloud.mail.ru/public/a1a2814cd4a6/!VAZA_30_4%D1%853.mpg

формат 16х9 https://cloud.mail.ru/public/00806e0b7c7b/!%D0%92%D0%90%D0%97%D0%90_30%20sec_16%D1%859.mpg

Бьет - значит любит? О причинах жестокого обращения с детьми

ccba28a5d2dd05ec1f3093b19ddeffe7041f8641 689В наше время случаи жесткого обращения с детьми в семье то и дело освещаются в средствах массовой ин­формации. Заявляя о правах детей, мы обычно с правед­ным негодованием относимся к людям, способным под­нять руку на ребенка. Однако насилие не обязательно может быть физическим. Можно унизить ребенка мо­рально, психически, посредством оскорблений или эмо­ционально холодного, пренебрегающего отношения. Такие случаи более часты и в то же время менее очевид­ны, чем синяки и ссадины на теле. Только вот раны при таком насилии все равно возникают, но не на теле, а в душе. Мы восклицаем: что же это за родители такие, да как они могут? Но часто ли мы задаемся вопросом, что заставило их так относиться к своему ребенку? Объяснения «сильного»

Подробнее: Бьет - значит любит? О причинах жестокого обращения с детьми

 

 

Телефон доверияУполномоченный по правам ребенка
в Тамбовской области 

(4752) 72-65-44
Отдел охраны прав детства управления образования и науки области 

(4752) 79-23-30 

Отдел демографической и семейной политики управления социальной защиты и семейной политики области

(4752) 79-16-52

 

Нужен ли детям телефон доверия?