Семейный

помощник

Сайт создан в рамках реализации комплексной программы Тамбовской области "Защитим детей от насилия!" на 2015-2017

Что такое супервизия и откуда она появилась?

Супервизия –это наблюдение более опытного коллеги за работой психолога, терапевта, преподавателя, обсуждение сильных и слабых сторон, исправление возникших ошибок. Для полноценного понимания какого-либо процесса необходимо присутствие, участие другого, иначе специалист оказывается в замкнутом кругу собственных мыслей и чувств, что может привести к нервному срыву или даже к серьезному психическому расстройству. Среди специалистов помогающих профессий наиболее часто эмоциональное выгорание как защитный механизм психики от чрезмерных нагрузок.

Супервизия необходимое направление в профессиональной психологической деятельности. В нашей стране ему есть куда стремиться и развиваться.

Каким бы профессиональным не был специалист, он прежде всего человек и ему никогда не помешает помощь и профессиональная поддержка.

Основные понятия в супервизии. Супервизия — буквально означает "надзор”, а у нас это называлось бы "наставничество”.

Супервизия важна для расширения профессионального уровня, профессиональных знаний и умений и просто для личностного роста специалиста. Супервизия начала свое движение из недр психоанализа и вначале интенсивно развивалась именно в его рамках.

Первым примером можно считать случай, когда Зигмунд Фрейд анализировал маленького сына одного из своих соратников по психоанализу, и эта работа шла, в основном, через переписку. Отец писал о поведении мальчика, о его особенностях, а Фрейд давал рекомендации — как надо вести себя с ребенком, как надо его понимать. Поначалу своеобразной формой супервизии был личный анализ, где аналитик выступал в роли пациента для более опытного аналитика. Иногда это становилось взаимодействием двух опытных аналитиков, двух учителей, один говорил о теории, обучал каким-то знаниям, а второй работал как врач-психотерапевт, как аналитик с пациентом. А иногда эти роли объединялись, и на одних встречах это был разговор о психоанализе, о разных его концепциях, темах, вопросах, а на других кто-то из них двоих говорил о своих проблемах, то есть выступал в роли пациента. Вначале совместный личный анализ был краткосрочным, потом на него стало отводиться два, три месяца, полгода и так далее. Все это перерастало в более значительную работу. В последующем же произошло разделение на теоретическую подготовку, личный анализ и супервизионную работу, в рамках которой психотерапевт представлял какие-то законченные либо текущие случаи своему супервизору-аналитику для совместного обсуждения.

Сейчас супервизору все время приходится выбирать между двумя позициями. С одной стороны, супервизия — обучение, учебная ситуация.

А с другой стороны — ситуация терапевтическая, потому что все время идет работа в личностном контексте, возникают какие-то личностные проблемы и одновременно соблазн не только увидеть эти проблемы, но и попытаться провести коррекцию, поработать над ними, чтобы они не мешали самому специалисту в его работе с клиентами. И тем не менее, крен все время должен быть в сторону учебной ситуации.

Супервизия – это универсальная форма поддержки специалистов, позволяющая им сфокусированным взглядом посмотреть на свои трудности в работе с клиентами, а также разделить часть ответственности за эту работу с другим, как правило, более опытным профессионалом.

В процессе прохождения супервизий специалист имеет возможность учиться лучше понимать своих клиентов; осознавать собственные чувства по отношению к клиентам и свои реакции на них; разбираться в оттенках терапевтических отношений; лучше увидеть степень эффективности использования собственных методик, насколько они применяются своевременно, в подходящем месте и подходящим образом. В супервизиях мы учимся не только лучше, эффективнее работать.

Они также являются очень значимым источником получения необходимой профессиональной поддержки. Это особенно ценно для начинающих специалистов.

Супервизорская поддержка позволяет специалисту разделить ответственность с супервизором за отдельные аспекты работы с клиентами, а также уменьшить риск воздействия со стороны трудностей, расстройств клиентов. Другими словами, супервизии спасают специалистов от профессионального одиночества.

Супервизии такколлаж2же помогают спеицалистам перестать делать одни и те же ошибки в своей работе, называя иногда это частью своего индивидуального стиля терапии. Допущение взгляда со стороны на практическую работу, ее прозрачность для другого(-их) профессионала(-ов) делает более профессиональной работу в целом, а клиентов – более защищенными от ошибок и самодеятельности.

В психологическом консультировании суть процесса супервизии состоит в выделении двух взаимосвязанных систем: терапевтическая система, главными элементами которой являются терапевт и клиент, соединенные терапевтическим контрактом и общей целью; супервизорская система, главными элементами которой являются супервизор и супервизируемый терапевт, соединенные супервизорским контрактом и общей целью. Можно снова повторить о 3-х основных функциях супервизий: - образовательная (формирующая), подразумевающая развитие умений, навыков, понимания и способностей терапевта; - поддерживающая (тонизирующая), подразумевающая противостояние влияниям со стороны проблем клиентов; - направляющая (нормативная), подразумевающая контроль терапевта над собственной личностью (недостатки, слепые пятня, уязвимые стороны, предрассудки). В супервизорской системе основными составляющими (фокусами) являются: состояние супервизируемого терапевта(имеется в виду не только эмоциональное состояние, но и в целом процессы внутри терапевта и их воздействие на его работу), касающееся как представляемого им случая своей работы, так и непосредственно проявляющееся на супервизорской сессии; отношения между супервизором и супервизируемым терапевтом, которые становятся основой анализа скрытой динамики проявлений терапевта в терапевтических отношениях; впечатления супервизора(предположения, «подозрения», «неясные чувства»), связанные с супервизируемым терапевтом или его клиентом и возникающие во время супервизорской сессии. Основная функция супервизора заключается в поддержке и консультировании обучающегося психотерапевта, психолога, иного специалиста, предоставлении ему возможности рефлексировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение.

Одним из основополагающих пунктов в работе супервизора является профессиональная компетентность. Супрервизор несет персональную ответственность за свою работу и осуществляет свою деятельность только в рамках своей компетенции. Супервизор должен постоянно работать над повышением свой профессиональной компетенции, участвует в конференциях, съездах, симпозиумах, семинарах и школах, посвященных актуальным проблемам психотерапии и психоанализа.

Работа супервизора должна осуществляться прежде всего в интересах пациента, а не специалиста. Специалист должен использовать любые возможности для консультаций (супервизий) во всех случаях, когда это может повысить качество работы и ее успешность.

Извлечения из Этического кодекса супервизора, разработанного Обществом психоаналитической психотерапии (ОПП).

Супервизия представляет собой деятельность, не имеющую целью извлечение выгоды. Ее основные ценности – это ответственность, беспристрастность и уважение. Супервизоры должны в равной степени заботиться об этичности своей работы независимо от того, является ли их работа оплачиваемой и независимо от того, какой вид супервизии они используют.

Содержание супервизии строго конфиденциально. Супервизоры должны ясно обозначить границы конфиденциальности. Супервизоры совместно с супервизантами обязаны использовать время супервизии с наибольшей отдачей для супервизанта и его клиента, обязаны провести и сохранять границы между супервизией и другими профессиональными отношениями, например обучением и руководством. Супервизоры и супервизанты должны заботиться о том, чтобы никакие личные или социальные контакты между ними не оказывали неблаготворного влияния на эффективность супервизии.

Супервизор обязан признавать личную ценность и достоинство супервизантов и их клиентов, с уважением относиться к особенностям поведения, обусловленных происхождением, социальным положением, расой, возрастом, убеждениями, сексуальной ориентацией и физической недееспособностью. Работа супервизора включает в себя осознание любых проявлений дискриминации, которые могут возникнуть между супервизируемым и его клиентами или между супервизором и супервизируемым. В случае, если способность терапевта к работе нарушена вследствие личных или эмоциональных затруднений, в силу болезни, под влиянием алкоголя или наркотиков или по другой причине, супервизор обязан указать ему на это и убедиться, что необходимые меры приняты. Супервизор обязан вести себя в своей профессиональной деятельности таким образом, который не подрывает доверия общества ни к их работе в качестве супервизора, ни к работе других супервизоров. Супервизор обязан обеспечивать свои эмоциональные потребности вне ситуации супервизии, не используя для этого супервизатна.

На фото занятие по профилактике синдрома эмоционального выгорания в ТОГКУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям «Дом милосердия», в приложении Вы можете ознакомиться с Этическим кодексом супервизора службы детского телефона доверия ТОГКУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям «Дом милосердия».

Разговор о супервизии очень интересен и мы думаем его продолжить.

Приложение скачать

Ольга Борисова

 

 

Телефон доверияУполномоченный по правам ребенка
в Тамбовской области 

(4752) 72-65-44
Отдел охраны прав детства управления образования и науки области 

(4752) 79-23-30 

Отдел демографической и семейной политики управления социальной защиты и семейной политики области

(4752) 79-16-52

 

Нужен ли детям телефон доверия?