Для нас один из самых главных вопросов, который вы можете задать ребёнку.
Не «как ты себя чувствуешь?», не «все ли у тебя в порядке?», не «как дела?», а именно фокус на эмоциях в определённых ситуациях.
- Это помогает понять состояние ребёнка. Вы удивитесь, что улыбающийся ребёнок, у которого «все хорошо», может ответить, что испытывает тревогу или страх.
- Помогает ребёнку определять и фиксировать свои эмоции. Чтобы во взрослом возрасте во-первых, уметь чувствовать, а во-вторых, уметь идентифицировать то, что ты чувствуешь.
- Помогает ребёнку свободно говорить о своих эмоциях. Хорошо, когда дети открыто могут поделиться своими переживаниями с родителями.
Во взрослом возрасте это позволит ребёнку быть в контакте со своими эмоциями. Что это будет для него значить?
- Жизнь будет полноценная и красочна. Меньше вероятности впасть в состояние, когда тебе все безразлично, обычно и ничего тебя не радует. То самое умение «наслаждаться жизнью», возможно только, если ты не подавляешь свои эмоции.
- Ребёнок будет лучше понимать себя и свои желания. А это может снять актуальные сегодня проблемы выгорания и поиска себя.
- Бережнее относится к чувствам других людей.
Излишне говорить, что это поможет при выстраивании социальных связей разного уровня.
Направленность: детская агрессия
Один мальчик всегда дрался. Звали его Коля. Все дети во дворе его боялись. И когда наступило лето, мама отправила Колю в деревню. Утром в деревне он проснулся от громкого «Ку-ка-ре-ку!».
В саду пели птички, на окне стояло молоко, а у окошка на ветке сидели два воробья и весело чирикали. Во дворе стояла корова и мычала, важно ходил петух, крякали утки, гагатали гуси, блеяли овечки «Беее!», козочка кричала «Ме-ме!». Красота!
Светило солнце, рядом в березовой роще стояли березки и шелестели листочками, «Тук-тук!» стучал дятел, «Ку-ку!» кричала кукушка.
Коля выпил молоко и вышел во двор.
– Гав-гав! – поприветствовал его пес.
– Мяу, как спалось? – спросил кот.
Коля ни с кем не поздоровался, пнул собаку, схватил за хвост кота, запустил палкой в гусей и уток, кинул камень в петуха. Овечки с козочкой испугались и убежали, а корова недовольно замычала и ушла со двора. Коля остался один, ему стало скучно, и он решил пойти в рощу. Там его радостно встретили берёзки шелестом своих листьев.
– Тук-тук! – поприветствовал его дятел.
– Ку-ку! – сказала кукушка.
– Привет! – пропищал муравей.
Коля подошел к березке и сломал ветку.
– Ой-ой-ой! – закричала березка, но мальчик её не услышал. Он смастерил рогатку и стал стрелять в птиц. Разворошил муравейник.
– Не рушьте наш домик! – кричали муравьи, но и их не услышал Коля.
Потом ему и в роще наскучило. Коля вышел на проселочную дорогу и стал кидать камни в солнце. Ему не нравилось, что оно светило в глаза.
На другой день, когда Коля проснулся, он почувствовал, что все изменилось. Солнце не светило в окно. Петух не кукарекал, молока в кружке не было, птички не пели. Двор был пуст. Никто его не приветствовал. Собака забралась в будку, кот залез на крышу.
Он пошел в рощу. Солнце спряталось за тучку. Березы не шелестели листочками. Дятел, кукушка и другие птицы улетели. Никто не пел в лесу.
Коля почувствовал себя таким одиноким. И он захотел, чтобы все было, как раньше. Он понял, что все на этой земле его друзья, а друзей обижать нельзя. С тех пор он никого никогда не обижал и не дрался. А когда вернулся в город, помирился с ребятами во дворе, всем привез подарки: кому ягоды, кому грибы, а кому-то и шишки. Рогатку выбросил и никогда больше не ломал деревья ни в лесу, ни в городе.
Быть родителями можно, даже не забывая о собственных границах или не нарушая их. Напротив: твердое, ответственное соблюдение собственных и социальных границ абсолютно необходимо для того, чтобы жить с детьми без насилия.
Чтобы с помощью этих границ предлагать им пространство для развития, в котором они смогут раскрываться в соответствии с принципом Канта: «Свобода каждого отдельного человека заканчивается там, где начинается свобода другого».
Если дети упираются в эти границы, мы указываем на них, не используя насилия. Чтобы границы признавались, детей нужно не наказывать и подавлять, а преподавать им значение соблюдения границ через эмпатию. В повседневной жизни мы можем опираться на шесть пунктов, которые позволят нам это осуществлять.
Следует принимать во внимание отдельные особенности в поведении взрослых, которые, предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к ребенку:
Приступая к запоминанию, надо поставить перед собой цель – запомнить надолго, лучше навсегда. Установка на длительное сохранение информации обеспечить для лучшего запоминания. Осознай, для чего требуется запомнить изучаемый материал. Чем важнее поставленная цель, тем быстрее и прочнее происходить запоминание.
Внимание – резец памяти: чем оно острее, тем глубже следы. Чем больше желания, заинтересованности, эмоциональной включенности в получение новых знаний, тем лучше запомнится.
Чем лучше поймешь, тем лучше запомнишь. Откажись от зубрежки и для запоминания текста опирайся на осмысленное запоминание, которое в 25 раз продуктивнее механического. Последовательность работы примерно такова:
Смысловых блоков должно быть от 5 до 9, так как именно 7 плюс-минус 2 единицы информации в среднем может одновременно ухватить наша память.
Если выполнение какого-либо задания прервано, то оно запомнится по сравнению с заданиями, благополучно выполненными (эффект Зейгарник).
Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения. Закрепляй в памяти учебный материал как можно чаще. Оптимальный промежуток между чтениями колеблется от 10 минут до 16 часов. Перечитывание менее чем через 10 минут оказывается бесполезным, а по истечении 16 часов часть текста забывается.
Заданный учебный материал лучше повторять по «горячим следам», особенно эффективно повторение перед сном и по утрам. Давно замечено, что лучший способ забыть только что выученное – постараться сразу же запомнить что-нибудь похожее. Поэтому не стоит учить информатику сразу после математики, а политологию после социологии.
При заучивании необходимо учитывать «правило края»: обычно лучше запоминается начало и конец информации, а середина выпадает.
Настоящая мать учения не повторение, а применение. Чем больше будет найдено возможностей включить запоминаемый материал в практическую деятельность, поработать с ним, тем глубже и надежнее будет запоминание.
Иногда удобно использовать мнемотехнику, искусственные приемы запоминания.
Многие дети, пострадавшие от насилия в семье, переживают мощную психическую травму, оставляющую отпечаток в виде личностных, поведенческих и эмоциональных особенностей, влияющих на всю их последующую жизнь. Дети-жертвы насилия часто страдают депрессией, что выражается в тоске, грусти, неспособности ощущать радость, наслаждение и т.п. В некоторых случаях могут развиваться аутоагрессивные проявления. Дети наносят себе различные травмы, у них возникают мысли о самоубийстве, бывают попытки самоубийств, иногда приводящие к летальному исходу.
Работа с такими детьми должна проводиться только специалистами. Она должна строиться исходя из профессиональных требований психолога-консультанта, основная цель которых – уменьшение и ликвидация последствий тех переживаний, которые привели к психической травме у ребенка.
В принципе можно предположить несколько основных рекомендаций для проведения консультаций с детьми, подвергшимися насилию.
Рекомендация 1-я. Для установления контакта с ребенком психологу нужно использовать приемы активного слушания.
Рекомендация 2-ая. Психологу необходимо проинформировать ребенка и его родителей о том, чем он может им помочь, а они должны решить, готовы ли работать дальше с этим специалистом. В случае отказа можно предложить другие варианты помощи.
Рекомендация 3-я. На листке бумаги вместе с ребенком записывается все то, что он сделал для разрешения возникшей перед ним проблемы. Это поможет ребенку в отказе от тех поступков, которые оказались для него бесполезными или даже разрушительными для личности.
Рекомендация 4-я. Предложить ребенку придумать как можно больше новых путей разрешения его проблемы. Для чего желательно использовать «мозговой штурм».
Рекомендация 5-я. Выбрать один из путей разрешения проблемы, продумать вместе с ребенком, как претворить его в жизнь. Очень важно, чтобы ребенок согласился обсудить потом с психологом результаты своих действий. А для этого путь реализации проблемы должен быть строго конкретным.
Рекомендация 6-я. В обязательном порядке подводить итоги каждой встречи.
С детьми, подвергшимися сексуальному насилию, должны работать только специалисты и только через групповую психотерапию. С детьми организуется тренинг, который условно разбит на несколько этапов. На первом решается проблема адаптирования детей к групповому взаимодействию. В ходе второго этапа осуществляется работа, непосредственно связанная с психической травмой, полученной ребенком в результате насилия и последующей огласки случившегося. Анализируются: возникшее у детей чувство вины, стыда, беспомощности, беззащитности, ответственности за происшедшее, потребность скрыть произошедшее. На третьем этапе затрагиваются такие темы, как: самооценка, умение отстаивать свои права, половое созревание, переключение внимания ребенка с пережитой драмы на продолжение нормальной жизни.
Кроме того, при выборе методов, используемых в работе с детьми, подвергшимися физическому насилию, необходимо учитывать следующее:
1)психодиагностика важна для решения вопроса о целесообразности психотерапии;
2)учет типа личности или личностной аномальности;
3) анализ уровня и качества социализации личности, наличия педагогической запущенности, а также условий жизни и воспитания ребенка;
4) анализ имеющихся у клиента установок, жизненных позиций, сценариев;
5)учет возрастных кризисов.