Люди с высоким эмоциональным интеллектом наиболее успешны, как в личной, так и в профессиональной жизни. Именно поэтому современные родители стремятся к развитию у своих детей этого чрезвычайно важного навыка будущего.
Если коротко, эмоциональный интеллект — это способность осознавать и выражать эмоции, а также управлять ими. Он формируется в процессе взросления ребенка, ведущее влияние в развитии оказывает семья. Через собственный пример, совместную деятельность, сюжетно-ролевые игры, чтение и творчество родители знакомят детей с миром эмоций.
Среди родителей, которые не могут развить у своих детей эмоциональную сферу, в книге «Эмоциональный интеллект ребенка» Джон Готтман, Джоан Деклер выделяют:
1 - Учим приемлемым и безопасным способам выражения гнева
Например, если ребёнок много времени проводит за гаджетами, редко говорит о своих чувствах и вовремя не даёт выход накопившимся эмоциям, важно обеспечивать его регулярными физическими нагрузками. Можно повесить в комнате боксёрскую грушу или дартс, во дворе найти место для игр с мячом. Это позволит ребёнку высвобождать энергию.
2 - В любой ситуации помните и показывайте, что взрослый - это вы. Только оставаясь спокойным и сдержанным, можно взять ситуацию под контроль. Личным примером вы можете продемонстрировать, что своим состоянием важно управлять.
3 - Достаточно ли ребёнку вашего родительского времени? Часто причиной агрессивного поведения может быть недостаток именно внимания. Тогда такие вспышки-демонстрации агрессии могут быть сигналом для родителей: «Заметьте меня! Обратите на меня внимание!»
4 - Рассказывайте ребёнку, что нет плохих чувств, есть плохие поступки: «Ты рассердился на брата, ударил. Это плохой поступок. Ты не нашел подходящих слов, чтобы выразить свою злость. Давай вместе подумаем, как можно поступить в следующий раз».
5 - Если агрессивные вспышки у ребёнка случаются часто и беспричинно, обращайтесь к специалистам за помощью.
Для профилактики и коррекции тревожности у детей раннего возраста
Глубоко-глубоко, на самом дне моря, жил маленький крабик. Он жил в домике и всего боялся. Только он осмелится выйти, подплывает большая рыба, и он сразу прячется назад. Над ним все смеялись, и он переживал. Но однажды потерял свою сестренку, и ему пришлось перебороть свой страх и выйти из дома на поиски. Ползет он по морскому дну, всего боится.
Пугается каждого шороха и вдруг видит, как его маленькая сестренка играет с огромной зубастой рыбой. Крабик испугался, что рыба хочет съесть его сестренку, и спрятался в водоросли.
Вдруг кто-то сзади хлопает его по панцирю.
Крабик воскликнул от ужаса: «Кто это?».
– Не бойся! Это я! Твоя сестра. Что ты делаешь в водорослях?
– Я испугался той большой рыбы и спрятался. А почему ты с ней играешь? Она же может тебя съесть!
– Не бойся! Это дельфин! Он не ест крабов.
Давай завтра поиграем вместе, и ты увидишь, что он добрый.
На следующее утро крабик вместе с сестренкой отправились играть с дельфином. Играли они долго и весело. С тех пор крабик перестал бояться рыб и больше не прячется в свой домик.
Вопросы:
1. Правильно ли сделала сестра, познакомив крабика с дельфином?
2. Как вы думаете, почему крабик раньше боялся больших рыб?
3. Как еще можно было помочь крабику преодолеть свой страх?
«Хорошо ли мы знаем друг друга?»
2 варианта игры:
Со старшими детьми распечатываем и раздаём родителям и детям список вопросов. Ответы про себя и про всех членов семьи записываются и затем зачитываются по очереди про каждого. Угадавшему наибольшее количество ответов полагается приз.
Если играть с дошкольниками, можно сначала ответить родителям, затем задать ребёнку те же вопросы и сверить, насколько совпали ответы. Затем можно предложить ребёнку ответить на такие же вопросы, но в отношении родителей.
Примерный список:
Какое любимое блюдо?
Чем больше всего любит заниматься?
Что прежде всего делает, когда возвращается из сада/школы или с работы?
Какие качества больше всего ценит в людях?
Какой самый любимый праздник?
Какой самый любимый цвет?
Какая секция/урок нравится больше всего?
Что может порадовать?
Родители, которые боятся выпустить свои эмоции из-под контроля - это родители, которые:
- часто испытывают одну или несколько "негативных" эмоций (гнев, печаль или страх)
- считают эту эмоцию слишком сильной
- пережив это сильное чувство, с трудом успокаиваются
- не могут выполнять свои обязанности в тот момент, когда испытывают эту эмоцию
- ненавидят свое поведение на фоне этих эмоций
- всегда опасались выражать свои чувства.
В отношениях с ребенком такие родители обычно действуют нейтрально (спокойно, с пониманием и сочувствием), но на самом деле это лишь игра. Ведь они искренне убеждены, что чувства сами по
себе разрушительны и/или даже аморальны.
Таким родителям очень важно признать тот факт, что им плохо не просто так,
в их негативных переживаниях есть позитивный смысл.
И да, ИМ НУЖНА ПОМОЩЬ и сочувствующее участие другого человека, чтобы получить незаменимый опыт, что рядом с их чувствами можно быть и их можно выражать рядом с другими людьми.
История Кати и Вани
- Он может играть часами! - рассказывает мама Катя мне на консультации.
- А у него есть такая возможность?
- Говорю: все хватит, убирай. Так, нет же: мааам, ну 5 минут еще! А потом еще 5 минут, итак на час, а то и на два может затянуться!
- Забирать, наверное, Вы пробовали?
- А как я заберу? Начинает орать так, как будто его режут.
- Что такая его реакция для Вас означает? - интересуюсь я.
- Что ему плохо, он расстроен, и злится на меня
- А это что для Вас означает?
- Что между нами пропасть, мы не понимаем друг друга. Я - плохая мать, упустила ребёнка!
После последней фразы Катя заплакала.
Знакомая Вам история?❤️
Независимо от причин попадания ребёнка в такую зависимость, одним из решающих и обязательных шагов будет "гаджет-режим"- ограничение времени под контролем родителей.
Как Вы думаете, сможет ли Катя его соблюдать?