Следует принимать во внимание отдельные особенности в поведении взрослых, которые, предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к ребенку:
Приступая к запоминанию, надо поставить перед собой цель – запомнить надолго, лучше навсегда. Установка на длительное сохранение информации обеспечить для лучшего запоминания. Осознай, для чего требуется запомнить изучаемый материал. Чем важнее поставленная цель, тем быстрее и прочнее происходить запоминание.
Внимание – резец памяти: чем оно острее, тем глубже следы. Чем больше желания, заинтересованности, эмоциональной включенности в получение новых знаний, тем лучше запомнится.
Чем лучше поймешь, тем лучше запомнишь. Откажись от зубрежки и для запоминания текста опирайся на осмысленное запоминание, которое в 25 раз продуктивнее механического. Последовательность работы примерно такова:
Смысловых блоков должно быть от 5 до 9, так как именно 7 плюс-минус 2 единицы информации в среднем может одновременно ухватить наша память.
Если выполнение какого-либо задания прервано, то оно запомнится по сравнению с заданиями, благополучно выполненными (эффект Зейгарник).
Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения. Закрепляй в памяти учебный материал как можно чаще. Оптимальный промежуток между чтениями колеблется от 10 минут до 16 часов. Перечитывание менее чем через 10 минут оказывается бесполезным, а по истечении 16 часов часть текста забывается.
Заданный учебный материал лучше повторять по «горячим следам», особенно эффективно повторение перед сном и по утрам. Давно замечено, что лучший способ забыть только что выученное – постараться сразу же запомнить что-нибудь похожее. Поэтому не стоит учить информатику сразу после математики, а политологию после социологии.
При заучивании необходимо учитывать «правило края»: обычно лучше запоминается начало и конец информации, а середина выпадает.
Настоящая мать учения не повторение, а применение. Чем больше будет найдено возможностей включить запоминаемый материал в практическую деятельность, поработать с ним, тем глубже и надежнее будет запоминание.
Иногда удобно использовать мнемотехнику, искусственные приемы запоминания.
Многие дети, пострадавшие от насилия в семье, переживают мощную психическую травму, оставляющую отпечаток в виде личностных, поведенческих и эмоциональных особенностей, влияющих на всю их последующую жизнь. Дети-жертвы насилия часто страдают депрессией, что выражается в тоске, грусти, неспособности ощущать радость, наслаждение и т.п. В некоторых случаях могут развиваться аутоагрессивные проявления. Дети наносят себе различные травмы, у них возникают мысли о самоубийстве, бывают попытки самоубийств, иногда приводящие к летальному исходу.
Работа с такими детьми должна проводиться только специалистами. Она должна строиться исходя из профессиональных требований психолога-консультанта, основная цель которых – уменьшение и ликвидация последствий тех переживаний, которые привели к психической травме у ребенка.
В принципе можно предположить несколько основных рекомендаций для проведения консультаций с детьми, подвергшимися насилию.
Рекомендация 1-я. Для установления контакта с ребенком психологу нужно использовать приемы активного слушания.
Рекомендация 2-ая. Психологу необходимо проинформировать ребенка и его родителей о том, чем он может им помочь, а они должны решить, готовы ли работать дальше с этим специалистом. В случае отказа можно предложить другие варианты помощи.
Рекомендация 3-я. На листке бумаги вместе с ребенком записывается все то, что он сделал для разрешения возникшей перед ним проблемы. Это поможет ребенку в отказе от тех поступков, которые оказались для него бесполезными или даже разрушительными для личности.
Рекомендация 4-я. Предложить ребенку придумать как можно больше новых путей разрешения его проблемы. Для чего желательно использовать «мозговой штурм».
Рекомендация 5-я. Выбрать один из путей разрешения проблемы, продумать вместе с ребенком, как претворить его в жизнь. Очень важно, чтобы ребенок согласился обсудить потом с психологом результаты своих действий. А для этого путь реализации проблемы должен быть строго конкретным.
Рекомендация 6-я. В обязательном порядке подводить итоги каждой встречи.
С детьми, подвергшимися сексуальному насилию, должны работать только специалисты и только через групповую психотерапию. С детьми организуется тренинг, который условно разбит на несколько этапов. На первом решается проблема адаптирования детей к групповому взаимодействию. В ходе второго этапа осуществляется работа, непосредственно связанная с психической травмой, полученной ребенком в результате насилия и последующей огласки случившегося. Анализируются: возникшее у детей чувство вины, стыда, беспомощности, беззащитности, ответственности за происшедшее, потребность скрыть произошедшее. На третьем этапе затрагиваются такие темы, как: самооценка, умение отстаивать свои права, половое созревание, переключение внимания ребенка с пережитой драмы на продолжение нормальной жизни.
Кроме того, при выборе методов, используемых в работе с детьми, подвергшимися физическому насилию, необходимо учитывать следующее:
1)психодиагностика важна для решения вопроса о целесообразности психотерапии;
2)учет типа личности или личностной аномальности;
3) анализ уровня и качества социализации личности, наличия педагогической запущенности, а также условий жизни и воспитания ребенка;
4) анализ имеющихся у клиента установок, жизненных позиций, сценариев;
5)учет возрастных кризисов.
Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
Примеры наиболее частого эмоционального насилия в семье:
1.Оскорбление личности ребёнка. (Ты дурак, ты глупый, ты всегда будешь хуже других).
2.Лишение любви, отвержение родителями (Если ты не помоешь посуду, то я не буду считать тебя своим сыном / своей доверью).
3.Внушение ребёнку деструктивного чувства вины (Из-за тебя у меня стало плохое здоровье).
4.Эмоциональное подавление ребёнка криком и бранью.
Причины эмоционального насилия в семье:
1.Родители не знают других эффективных способов воспитания детей.
2.Родители не осознавая этого, срывают накопившиеся негативные эмоции на детей.
3.Родители не хотят прикладывать достаточное количество сил и времени для воспитания ребёнка.
Последствия эмоционального насилия для ребёнка:
1.Заниженная самооценка, отсутствия любви к самому себе.
2.Неумение конструктивно решать конфликтные ситуации.
3.Использование вербальной агрессии в конфликте.
4.Отсуствие эмоциональной близости с родителями.
5. Не умение понимать позицию другого человека, отличную от позиции ребёнка.
6. Трудности в социализации.
Несколько советов для избежания эмоционального насилия в семье:
1.Не идти на поводу эмоций. Сначала успокоиться, а потом действовать.
2.Критиковать не личность ребёнка, а конкретный поступок.
3.Использовать принципы воспитания без наказания.
Нарцисс создает атмосферу страха, абсолютного уныния и обреченности путем тонких намеков, дезориентации, постоянной и ненужной лжи, постоянных сомнений и унижений. И несмотря на то, что жертва не может подловить нарцисса и предъявить ему какие-то конкретные доказательства жестокого обращения, раздражающее чувство внутри остается. Это и есть газлайтинг.
В долгосрочной перспективе такая среда подрывает у жертвы чувство собственного достоинства и самоуважения. Уверенность в себе сильно поколеблена. Часто жертва занимает оборонительную позицию и еще больше подвергается критике и осуждению. Таким образом, роли меняются местами: жертва считается психически ненормальной, а обидчик – страдающей душой.
СОВЕТ
Бегите! Газлайтинг часто перерастает в открытое и жестокое насилие.
Вы никому ничего не обязаны доказывать и объяснять, но вы обязаны себе жизнью.
Есть разные классификации эмоций. Чаще всего используют классификацию 4-х базовых эмоций и их производных.
БАЗОВАЯ ЭМОЦИЯ: Страх
ПРОИЗВОДНЫЕ: Беспокойство, замешательство, паника, нервозность, недоверие, неопределенность, неуверенность, опасение, смущение, тревога, сомнение и другие.
БАЗОВАЯ ЭМОЦИЯ: Грусть
ПРОИЗВОДНЫЕ: Апатия, отчаяние, вина, озабоченность, печаль, подавленность, разбитость, стыд, скука, тоска, угнетенность, усталость и другие.
БАЗОВАЯ ЭМОЦИЯ: Злость
ПРОИЗВОДНЫЕ: Агрессия, ярость, брезгливость, бешенство, гнев, обида, зависть, ненависть, недовольство, омерзение, нетерпимость, отвращение, презрение, пренебрежение, ревность, досада, циничность и другие.
БАЗОВАЯ ЭМОЦИЯ: Радость
ПРОИЗВОДНЫЕ: Бодрость, блаженство, восторг, достоинство, доверие, любопытство, облегчение, оживление, оптимизм, покой, счастье, умиротворенность, уверенность, удовлетворение, любовь, нежность, сочувствие, эйфория, экстаз и другие.
Испытывая эмоции, человек выдает субъективную оценку происходящему. Она зависит от особенностей его нервной системы:
флегматики малозмоциональны,
холерикам сложно себя сдерживать,
сангвиники легко переживают сильные эмоции,
меланхолику они доставляют неудобства.
Изменить особенности нервной системы нельзя, но научиться контролировать эмоции можно. Для этого индивид должен различать эмоции и чувства, не бояться негативного спектра эмоций.
Очень важно научиться обозначать свои чувства. И научиться этому нужно в модели «я-сообщения». Чаще мы говорим - «ты-сообщениями». Мы говорим: «Ты меня раздражаешь, ты меня беспокоишь, ты поступаешь так или иначе». Т.е. мы все время начинаем свою речь с местоимения «Ты», и практически никогда не говорим «Я».
Что значит - «я-сообщение»? Когда я говорю о своих чувствах и о своем пожелании, начиная с местоимения «Я». Например, я говорю: «Я сейчас чувствую боль». Я даю отчет тому, что я чувствую в данный момент времени. Очень важно понять, что мы всегда что-то чувствуем. Другой вопрос, что нас не обучали этому.