Семейный

помощник

Сайт создан в рамках реализации комплексной программы Тамбовской области "Защитим детей от насилия!" на 2015-2017

10a28e9b508c283Для нас один из самых главных вопросов, который вы можете задать ребёнку.

Не «как ты себя чувствуешь?», не «все ли у тебя в порядке?», не «как дела?», а именно фокус на эмоциях в определённых ситуациях.

- Это помогает понять состояние ребёнка. Вы удивитесь, что улыбающийся ребёнок, у которого «все хорошо», может ответить, что испытывает тревогу или страх.

- Помогает ребёнку определять и фиксировать свои эмоции. Чтобы во взрослом возрасте во-первых, уметь чувствовать, а во-вторых, уметь идентифицировать то, что ты чувствуешь.

- Помогает ребёнку свободно говорить о своих эмоциях. Хорошо, когда дети открыто могут поделиться своими переживаниями с родителями.

Во взрослом возрасте это позволит ребёнку быть в контакте со своими эмоциями. Что это будет для него значить?

- Жизнь будет полноценная и красочна. Меньше вероятности впасть в состояние, когда тебе все безразлично, обычно и ничего тебя не радует. То самое умение «наслаждаться жизнью», возможно только, если ты не подавляешь свои эмоции.

- Ребёнок будет лучше понимать себя и свои желания. А это может снять актуальные сегодня проблемы выгорания и поиска себя.

- Бережнее относится к чувствам других людей.
Излишне говорить, что это поможет при выстраивании социальных связей разного уровня.

malchiki deti igra doroga prostor bokeНаправленность: детская агрессия

Один мальчик всегда дрался. Звали его Коля. Все дети во дворе его боялись. И когда наступило лето, мама отправила Колю в деревню. Утром в деревне он проснулся от громкого «Ку-ка-ре-ку!».

В саду пели птички, на окне стояло молоко, а у окошка на ветке сидели два воробья и весело чирикали. Во дворе стояла корова и мычала, важно ходил петух, крякали утки, гагатали гуси, блеяли овечки «Беее!», козочка кричала «Ме-ме!». Красота!

Светило солнце, рядом в березовой роще стояли березки и шелестели листочками, «Тук-тук!» стучал дятел, «Ку-ку!» кричала кукушка.

Коля выпил молоко и вышел во двор.

– Гав-гав! – поприветствовал его пес.

– Мяу, как спалось? – спросил кот.

Коля ни с кем не поздоровался, пнул собаку, схватил за хвост кота, запустил палкой в гусей и уток, кинул камень в петуха. Овечки с козочкой испугались и убежали, а корова недовольно замычала и ушла со двора. Коля остался один, ему стало скучно, и он решил пойти в рощу. Там его радостно встретили берёзки шелестом своих листьев.

– Тук-тук! – поприветствовал его дятел.

– Ку-ку! – сказала кукушка.

– Привет! – пропищал муравей.

Коля подошел к березке и сломал ветку.

– Ой-ой-ой! – закричала березка, но мальчик её не услышал. Он смастерил рогатку и стал стрелять в птиц. Разворошил муравейник.

– Не рушьте наш домик! – кричали муравьи, но и их не услышал Коля.

Потом ему и в роще наскучило. Коля вышел на проселочную дорогу и стал кидать камни в солнце. Ему не нравилось, что оно светило в глаза.

На другой день, когда Коля проснулся, он почувствовал, что все изменилось. Солнце не светило в окно. Петух не кукарекал, молока в кружке не было, птички не пели. Двор был пуст. Никто его не приветствовал. Собака забралась в будку, кот залез на крышу.

Он пошел в рощу. Солнце спряталось за тучку. Березы не шелестели листочками. Дятел, кукушка и другие птицы улетели. Никто не пел в лесу.

Коля почувствовал себя таким одиноким. И он захотел, чтобы все было, как раньше. Он понял, что все на этой земле его друзья, а друзей обижать нельзя. С тех пор он никого никогда не обижал и не дрался. А когда вернулся в город, помирился с ребятами во дворе, всем привез подарки: кому ягоды, кому грибы, а кому-то и шишки. Рогатку выбросил и никогда больше не ломал деревья ни в лесу, ни в городе.

1663203232_3-mykaleidoscope-ru-p-lyubimaya-semya-krasivo-3.jpg

Быть родителями можно, даже не забывая о собственных границах или не нарушая их. Напротив: твердое, ответственное соблюдение собственных и социальных границ абсолютно необходимо для того, чтобы жить с детьми без насилия.

Чтобы с помощью этих границ предлагать им пространство для развития, в котором они смогут раскрываться в соответствии с принципом Канта: «Свобода каждого отдельного человека заканчивается там, где начинается свобода другого».

Если дети упираются в эти границы, мы указываем на них, не используя насилия. Чтобы границы признавались, детей нужно не наказывать и подавлять, а преподавать им значение соблюдения границ через эмпатию. В повседневной жизни мы можем опираться на шесть пунктов, которые позволят нам это осуществлять.

  1. rebenok plachetРаботники образовательных учреждений должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:
  • - психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;
  • - неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;
  • - отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
  • - повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);
  • - враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;
  • - судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара);
  • - чрезмерное стремление к одобрению любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;
  • - обвинение ребенком родителей в нанесении повреждений;
  • - повышенная агрессивность ребенка в играх и по отношению к другим детям;
  • - ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не спешит возвращаться домой после занятий.

Следует принимать во внимание отдельные особенности в поведении взрослых, которые, предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к ребенку:

  • - в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;
  • - на жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду, в школе реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;
  • - родители возражают против осмотра ребенка врачом в образовательном учреждении, прохождения диспансеризаций в медицинском учреждении;
  • - родители обвиняют ребенка в полученных повреждениях.
  •          При выявлении случая жестокого обращения с ребенком со стороны родителя (или законного представителя), необходимо:
  • немедленно направить информацию (в письменной форме) руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
  • - руководителю образовательного учреждения - незамедлительно сообщить по телефону (затем, в течение дня направить письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;
  •           В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:
  • - совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социальной работе, педагоги) разработать план реабилитации несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения (в течение двух рабочих дней с момента подтверждения факта жестокого обращения), включая работу с семьей несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения;
  • - направить информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту проживания ребенка и рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности, в соответствии с действующим законодательством.

1634842909 16 papik pro p den mozga kartinki 21Приступая к запоминанию, надо поставить перед собой цель – запомнить надолго, лучше навсегда. Установка на длительное сохранение информации обеспечить для лучшего запоминания. Осознай, для чего требуется запомнить изучаемый материал. Чем важнее поставленная цель, тем быстрее и прочнее происходить запоминание.

Внимание – резец памяти: чем оно острее, тем глубже следы. Чем больше желания, заинтересованности, эмоциональной включенности в получение новых знаний, тем лучше запомнится.

Чем лучше поймешь, тем лучше запомнишь. Откажись от зубрежки и для запоминания текста опирайся на осмысленное запоминание, которое в 25 раз продуктивнее механического. Последовательность работы примерно такова:

  • понять;
  • установить логическую последовательность;
  • разбить материал на части и найти в каждой «ключевую фразу» или «опорный пункт»;
  • запомнить именно их и использовать как «вершки»-ориентиры.

Смысловых блоков должно быть от 5 до 9, так как именно 7 плюс-минус 2 единицы информации в среднем может одновременно ухватить наша память.

Если выполнение какого-либо задания прервано, то оно запомнится по сравнению с заданиями, благополучно выполненными (эффект Зейгарник).

Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения. Закрепляй в памяти учебный материал как можно чаще. Оптимальный промежуток между чтениями колеблется от 10 минут до 16 часов. Перечитывание менее чем через 10 минут оказывается бесполезным, а по истечении 16 часов часть текста забывается.

Заданный учебный материал лучше повторять по «горячим следам», особенно эффективно повторение перед сном и по утрам. Давно замечено, что лучший способ забыть только что выученное – постараться сразу же запомнить что-нибудь похожее. Поэтому не стоит учить информатику сразу после математики, а политологию после социологии.

При заучивании необходимо учитывать «правило края»: обычно лучше запоминается начало и конец информации, а середина выпадает.

Настоящая мать учения не повторение, а применение. Чем больше будет найдено возможностей включить запоминаемый материал в практическую деятельность, поработать с ним, тем глубже и надежнее будет запоминание.

Иногда удобно использовать мнемотехнику, искусственные приемы запоминания.

1647105519 31 kartinkin net p kartinki so znakom voprosa 33Многие дети, пострадавшие от насилия в семье, переживают мощную психическую травму, оставляющую отпечаток в виде личностных, поведенческих и эмоциональных особенностей, влияющих на всю их последующую жизнь. Дети-жертвы насилия часто страдают депрессией, что выражается в тоске, грусти, неспособности ощущать радость, наслаждение и т.п. В некоторых случаях могут развиваться аутоагрессивные проявления. Дети наносят себе различные травмы, у них возникают мысли о самоубийстве, бывают попытки самоубийств, иногда приводящие к летальному исходу.

Работа с такими детьми должна проводиться только специалистами. Она должна строиться исходя из профессиональных требований психолога-консультанта, основная цель которых – уменьшение и ликвидация последствий тех переживаний, которые привели к психической травме у ребенка.

В принципе можно предположить несколько основных рекомендаций для проведения консультаций с детьми, подвергшимися насилию.

Рекомендация 1-я. Для установления контакта с ребенком психологу нужно использовать приемы активного слушания.

Рекомендация 2-ая. Психологу необходимо проинформировать ребенка и его родителей о том, чем он может им помочь, а они должны решить, готовы ли работать дальше с этим специалистом. В случае отказа можно предложить другие варианты помощи.

Рекомендация 3-я. На листке бумаги вместе с ребенком записывается все то, что он сделал для разрешения возникшей перед ним проблемы. Это поможет ребенку в отказе от тех поступков, которые оказались для него бесполезными или даже разрушительными для личности.

Рекомендация 4-я. Предложить ребенку придумать как можно больше новых путей разрешения его проблемы. Для чего желательно использовать «мозговой штурм».

Рекомендация 5-я. Выбрать один из путей разрешения проблемы, продумать вместе с ребенком, как претворить его в жизнь. Очень важно, чтобы ребенок согласился обсудить потом с психологом результаты своих действий. А для этого путь реализации проблемы должен быть строго конкретным.

Рекомендация 6-я. В обязательном порядке подводить итоги каждой встречи.

С детьми, подвергшимися сексуальному насилию, должны работать только специалисты и только через групповую психотерапию. С детьми организуется тренинг, который условно разбит на несколько этапов. На первом решается проблема адаптирования детей к групповому взаимодействию. В ходе второго этапа осуществляется работа, непосредственно связанная с психической травмой, полученной ребенком в результате насилия и последующей огласки случившегося. Анализируются: возникшее у детей чувство вины, стыда, беспомощности, беззащитности, ответственности за происшедшее, потребность скрыть произошедшее. На третьем этапе затрагиваются такие темы, как: самооценка, умение отстаивать свои права, половое созревание, переключение внимания ребенка с пережитой драмы на продолжение нормальной жизни.

Кроме того, при выборе методов, используемых в работе с детьми, подвергшимися физическому насилию, необходимо учитывать следующее:

1)психодиагностика важна для решения вопроса о целесообразности психотерапии;

2)учет типа личности или личностной аномальности;

3) анализ уровня и качества социализации личности, наличия педагогической запущенности, а также условий жизни и воспитания ребенка;

4) анализ имеющихся у клиента установок, жизненных позиций, сценариев;

5)учет возрастных кризисов.

 

 

Телефон доверияУполномоченный по правам ребенка
в Тамбовской области 

(4752) 72-65-44
Отдел охраны прав детства управления образования и науки области 

(4752) 79-23-30 

Отдел демографической и семейной политики управления социальной защиты и семейной политики области

(4752) 79-16-52