Семейный

помощник

Сайт создан в рамках реализации комплексной программы Тамбовской области "Защитим детей от насилия!" на 2015-2017

vyuchennaya bespomochshnostВыработка выученной беспомощности возможна не только у собак. Подобные эксперименты были проведены и на многих других животных, от тараканов до людей. Представителей нашего вида даже не обязательно бить током — достаточно дать заведомо не решаемую головоломку, чтобы резко снизилась вероятность успешного выполнения любых последующих задач.

В целом главный принцип для выработки выученной беспомощности — это создание ситуации, в которой испытуемый не может понять логику происходящих событий, предсказать их или повлиять на них. Даже не обязательно, чтобы это были плохие события, принципиально только отсутствие связи между действиями и результатом.

Ася Казанцева, из книги «Кто бы мог подумать!»

5d632160074b718629cb6e34208d9f83Кутюрье Стефани «Я чувствую»

Интерактивные элементы помогают ребёнку узнавать и живо представлять себе эмоции, с которыми он встречается каждый день.А маленькие советы научат лучше справляться с неприятными эмоциями с помощью простых движений. Ведь это очень важно — понимать и чувствовать, что с тобой происходит. Для детей 4-7 лет.

Лёля Тарасевич «Сказки для высокочувствительных детей»

Умение распознать свои чувства и прожить их бережно, без вреда для себя и окружающих — фундамент эмоционального интеллекта. Но особенно этот навык важен для чувствительных и ранимых детей, которые острее реагируют на все внешние раздражители.

 Нина Ливенцова «Я ужасно злюсь! 7 историй для работы с агрессией»
 Нина Ливенцова «Я ревную! 6 историй для работы с ревностью»

Сильные эмоции, в том числе раздражение, злость, гнев, агрессия, — это неотъемлемая часть жизни. Не нужно запрещать ребёнку злиться и ревновать, но научить его понимать свои чувства и выражать их без вреда для себя и окружающих совершенно необходимо.

 Нина Ливенцова «Алиса, ее страхи и капризы»

Терапевтические сказки про девочку Алису помогут ребёнку разобраться в сложных ситуациях и в понятной форме расскажут, почему нужно убирать игрушки, как не бояться похода к врачу, зачем нужно умываться и принимать ванну, как делиться игрушками и почему не стоит бояться монстров.

Читайте эти книжки с ребёнком, чтобы познакомить его с разными эмоциями и чувствами. Это станет большим вкладом в развитие эмоционального интеллекта малыша!

1673589759 gas kvas com p detskie risunki zaitsa kartinki 26Для детей 4-7 лет (Страх темноты. Ночные кошмары. Общая боязливость).

В одном лесу жил Зайчишка Серое ухо, у которого было много-много друзей. Однажды его друг Ежик - Маленькие ножки пригласил Зайчишку на свой день рождения. Зайчишка очень обрадовался приглашению. Он пошел на дальнюю поляну и набрал для Ежика целую корзину земляники, а потом отправился в гости.

Его путь лежал через лесную чащу. Светило солнышко, и Зайка весело и быстро добрался до домика Ежика. Ежик очень обрадовался зайчику. Потом к ежику пришли Белка Рыжий хвостик и Барсучонок — Мягенький животик. Они все вместе танцевали и играли, а после пили чай с тортом и земляникой. Было очень весело, время бежало быстро, и вот уже начало темнеть – пора было гостям собираться домой, где их ждали родители. Друзья попрощались с ежиком и пошли по своим домам. И наш Зайчишка отправился в обратный путь. Сначала он шел быстро, пока тропинку было хорошо видно, но вскоре совсем стемнело, и Зайчику стало чуть-чуть страшно.

Он остановился и прислушался к темному и совсем неприветливому ночному лесу. Вдруг он услышал странный шорох. Зайчишка прижался к траве и задрожал. Потом подул ветер, и Зайка услышал страшный скрип и скрежет – он посмотрел направо и увидел что-то огромное и страшное : у него было много длинных и корявых рук, которыми оно размахивало и при этом издавало тот самый страшный скрежет…
Зайчонку стало совсем страшно, он подумал, что это Чудовище, что оно сейчас схватит его своими корявыми ручищами, а потом съест… Бедный Зайчишка накрыл лапками ушки и закрыл глазки, чтобы не видеть и не слышать страшного Чудовища., и стал дожидаться своей смерти.

Так прошло некоторое время и… ничего не случилось. А затем Зайка сказал сам себе : “Неужели я так и буду лежать здесь и умирать от страха? А что будет с моей мамой, если я умру, ведь она не переживет этого?”. Зайка собрался с силами, открыл глаза и смело посмотрел на Чудовище. И вдруг он заметил, что Чудовище совсем не Чудовище, а старый Дуб, с которым Зайка всегда здоровался, гуляя по утрам, а огромные руки – всего-навсего ветви, на которых днем поют птички. Скрипел же старый Дуб потому, что на ветру раскачивалась его старая растрескавшаяся макушка. Наш Зайка громко рассмеялся, оттого, что испугался старого своего друга – доброго Дуба.

Зайка продолжил свой путь домой, он теперь знал, что ничего страшного в ночном лесу не может быть. И после этого случая Зайка Серое ухо никогда больше не боялся темного леса.
Вот такая случилась история с храбрым Зайчиком Серое ухо.

2e4fbb1d 27e3 5eac bbba 771188fbb98dВ раннем детстве ребенок привыкает добиваться всего с помощью слез, истерик, обид, это помогает ребенку достигать желаемого удовлетворения своих потребностей. Постепенно эмоции захватывают ребенка и становятся хозяевами его жизни. С возрастом эмоциональные состояния ребенка родители, как правило, начинают игнорировать. Да, именно игнорировать и не как иначе.
Эмоции сводятся к обесцениванию. Но как раз переживания и не понимания, что с этим делать важно для ребенка также как и для взрослого человека. Так мы учим детей подавлять и копить свои чувства, в своем теле.
Со временем это подавление своих чувств, становится разрушительным для психики и организма человека и перерастает в соматические заболевания и неконтролируемые всплески эмоций.

В наше время современные родители не придают значения развитию эмоционально-волевой сфере, а именно эта часть психического развития является одной из важных для дальнейшего развития ребенка.

Для того чтобы научится саморегуляции эмоциональных состояний нужно понимать свои чувства и переживания.
- Что я чувствую сейчас?
- Как я это чувствую?
- Что происходит со мною в этот момент?
- Что мне делать с этим?

Именно поэтому так важно озвучивать и уточнять чувства, которые ребенок переживает.

10a28e9b508c283Для нас один из самых главных вопросов, который вы можете задать ребёнку.

Не «как ты себя чувствуешь?», не «все ли у тебя в порядке?», не «как дела?», а именно фокус на эмоциях в определённых ситуациях.

- Это помогает понять состояние ребёнка. Вы удивитесь, что улыбающийся ребёнок, у которого «все хорошо», может ответить, что испытывает тревогу или страх.

- Помогает ребёнку определять и фиксировать свои эмоции. Чтобы во взрослом возрасте во-первых, уметь чувствовать, а во-вторых, уметь идентифицировать то, что ты чувствуешь.

- Помогает ребёнку свободно говорить о своих эмоциях. Хорошо, когда дети открыто могут поделиться своими переживаниями с родителями.

Во взрослом возрасте это позволит ребёнку быть в контакте со своими эмоциями. Что это будет для него значить?

- Жизнь будет полноценная и красочна. Меньше вероятности впасть в состояние, когда тебе все безразлично, обычно и ничего тебя не радует. То самое умение «наслаждаться жизнью», возможно только, если ты не подавляешь свои эмоции.

- Ребёнок будет лучше понимать себя и свои желания. А это может снять актуальные сегодня проблемы выгорания и поиска себя.

- Бережнее относится к чувствам других людей.
Излишне говорить, что это поможет при выстраивании социальных связей разного уровня.

malchiki deti igra doroga prostor bokeНаправленность: детская агрессия

Один мальчик всегда дрался. Звали его Коля. Все дети во дворе его боялись. И когда наступило лето, мама отправила Колю в деревню. Утром в деревне он проснулся от громкого «Ку-ка-ре-ку!».

В саду пели птички, на окне стояло молоко, а у окошка на ветке сидели два воробья и весело чирикали. Во дворе стояла корова и мычала, важно ходил петух, крякали утки, гагатали гуси, блеяли овечки «Беее!», козочка кричала «Ме-ме!». Красота!

Светило солнце, рядом в березовой роще стояли березки и шелестели листочками, «Тук-тук!» стучал дятел, «Ку-ку!» кричала кукушка.

Коля выпил молоко и вышел во двор.

– Гав-гав! – поприветствовал его пес.

– Мяу, как спалось? – спросил кот.

Коля ни с кем не поздоровался, пнул собаку, схватил за хвост кота, запустил палкой в гусей и уток, кинул камень в петуха. Овечки с козочкой испугались и убежали, а корова недовольно замычала и ушла со двора. Коля остался один, ему стало скучно, и он решил пойти в рощу. Там его радостно встретили берёзки шелестом своих листьев.

– Тук-тук! – поприветствовал его дятел.

– Ку-ку! – сказала кукушка.

– Привет! – пропищал муравей.

Коля подошел к березке и сломал ветку.

– Ой-ой-ой! – закричала березка, но мальчик её не услышал. Он смастерил рогатку и стал стрелять в птиц. Разворошил муравейник.

– Не рушьте наш домик! – кричали муравьи, но и их не услышал Коля.

Потом ему и в роще наскучило. Коля вышел на проселочную дорогу и стал кидать камни в солнце. Ему не нравилось, что оно светило в глаза.

На другой день, когда Коля проснулся, он почувствовал, что все изменилось. Солнце не светило в окно. Петух не кукарекал, молока в кружке не было, птички не пели. Двор был пуст. Никто его не приветствовал. Собака забралась в будку, кот залез на крышу.

Он пошел в рощу. Солнце спряталось за тучку. Березы не шелестели листочками. Дятел, кукушка и другие птицы улетели. Никто не пел в лесу.

Коля почувствовал себя таким одиноким. И он захотел, чтобы все было, как раньше. Он понял, что все на этой земле его друзья, а друзей обижать нельзя. С тех пор он никого никогда не обижал и не дрался. А когда вернулся в город, помирился с ребятами во дворе, всем привез подарки: кому ягоды, кому грибы, а кому-то и шишки. Рогатку выбросил и никогда больше не ломал деревья ни в лесу, ни в городе.

1663203232_3-mykaleidoscope-ru-p-lyubimaya-semya-krasivo-3.jpg

Быть родителями можно, даже не забывая о собственных границах или не нарушая их. Напротив: твердое, ответственное соблюдение собственных и социальных границ абсолютно необходимо для того, чтобы жить с детьми без насилия.

Чтобы с помощью этих границ предлагать им пространство для развития, в котором они смогут раскрываться в соответствии с принципом Канта: «Свобода каждого отдельного человека заканчивается там, где начинается свобода другого».

Если дети упираются в эти границы, мы указываем на них, не используя насилия. Чтобы границы признавались, детей нужно не наказывать и подавлять, а преподавать им значение соблюдения границ через эмпатию. В повседневной жизни мы можем опираться на шесть пунктов, которые позволят нам это осуществлять.

 

 

Телефон доверияУполномоченный по правам ребенка
в Тамбовской области 

(4752) 72-65-44
Отдел охраны прав детства управления образования и науки области 

(4752) 79-23-30 

Отдел демографической и семейной политики управления социальной защиты и семейной политики области

(4752) 79-16-52