1. Цель должна быть полезной, значимой.
«Смысл жизни в красоте и силе стремления к целям, и нужно, чтобы каждый момент бытия имел свою высокую цель»,- писал М.Горький.
2. Поставленную цель необходимо сделать достижимой, привлекательной. Слишком трудная, отдаленная цель кажется нам абсолютно недостижимой, и у нас опускаются руки. Нужно наметить несколько последовательных, посильных этапов на пути к цели. Постепенно осуществляя каждый этап, мы приобретаем уверенность в своих силах, в достижении поставленной цели.
3. Поставленная цель должна быть тщательно обдумана.
Избегайте ставить цели, принимать решения, когда Вы в состоянии сильного эмоционального возбуждения, гнева.
4. Поставленная цель должна соответствовать Вашим возможностям.
Цель необходимо конкретизировать. А.С.Макаренко писал: «Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть».
5. Главная цель должна быть разбита на ряд промежуточных.
Нельзя быть рабом собственных решений. Следует изменять или даже отменять поставленную цель в случае вступления в действие неучтенных или вновь возникших обстоятельств, которые делают ее бессмысленной. Упорствует в своих ошибках только упрямец.
Развитие ИЭ, как один из способов профилактики и работы с травлей
Важно! Перевести проблему из психологической плоскости в юридическую, в случаях затяжного и глубокого буллинга!
Буллинг (от английского bullying - «запугивание», «издевательство», «травля») - это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает. Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:
- словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
- распространения слухов и сплетен;
- бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, чаще остальных приводит к суициду).
Кто участвует в школьном буллинге
Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10-11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.
Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.
Одним из способов профилактики буллинга могут быть регулярные занятия на развитие ЭИ, коммуникации, разрешения конфликтов.
Свои первые шаги социализации дети делают в семье. Взаимоотношения между взрослыми членами семьи становятся для них наглядным примером семейной жизни, построения отношений с окружающими.
Семейное неблагополучие создает стрессы, предпосылки для плохой адаптации ребенка, порождает безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних, негативно влияет на эмоциональное состояние и, в целом, психическое развитие ребенка.
Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых, к сожалению, не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях, где один или оба родителя страдают от алкоголизма.
В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье никто не занимается, и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое насилие, психическое насилие, сексуальное насилие, пренебрежение нуждами ребенка.
Каждый год есть случаи, где дети избиваются родителями, становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Дети уходят из дома, спасаясь от родителей.
Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей, даже не догадываются о таких фактах:
- физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;
- дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способными на убийство или другие преступления;
- когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;
- жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.
Одно из современных определений травли звучит так: «Травля — это агрессивное, целенаправленное поведение, которое наносит вред другому индивиду в контексте дисбаланса власти». Это значит, что у травли есть три важные характеристики.
Есть четыре основных вида травли:
Обычно травля начинается с первых двух видов.
Травля — это групповое явление. Ее участниками становятся все члены коллектива.
Основные роли распределяются следующим образом. Агрессоры (преследователи, зачинщики травли) инициируют агрессию. Последователи («свита агрессоров») присоединяются к травле и активно в ней участвуют. Жертвы (мишень травли) подвергаются насилию. Наблюдатели (свидетели, «группа молчаливой поддержки») поддерживают травлю своим молчаливым одобрением или невмешательством.
Страдают все
Несмотря на то, что травля наиболее серьезно влияет на жертву (жертвы травли сталкиваются с такими ее последствиями, как социальная тревожность, генерализованное тревожное расстройство, нарушения социальной адаптации, депрессия, суицидальное поведение), она также приводит к негативным последствиям для всех участников, в том числе и для агрессоров.
Дети и подростки, которые многократно выбирают роль агрессора, во взрослом возрасте статистически чаще подвержены развитию тревожного и депрессивного расстройства, более склонны к злоупотреблению психоактивными веществами, совершению антисоциальных поступков, нарушению закона.
Также бывшие агрессоры имеют в среднем более низкий уровень образования и больше проблем с трудоустройством, хотя бывают среди них и отличники. Им сложнее сохранять друзей, они значимо чаще используют насилие в близких отношениях.
Как реагируют родители?
Информация о том, что ребенок является зачинщиком травли, часто шокирует родителей. Очень сложно поверить в то, что один из самых любимых и важных людей на свете совершает поступки, которые осуждаются обществом. Поэтому одна из частых реакций родителей детей агрессоров — объявить, что это все неправда, проблема надуманная, дети так играют или всем просто показалось.
Другая частая реакция — обвинить жертву, сказав, что она сама спровоцировала такое отношение и поведение, а агрессия — это справедливая ответная мера.
Как поговорить с ребенком
Разговаривать с ребенком — зачинщиком травли нужно спокойно, в понимающей форме; без криков, угроз, оскорблений, личных оценок. Тогда ребенок начинает прислушиваться, становится полноценным участником беседы, учится разбираться в проблеме и брать на себя ответственность за свои действия.
Полезно коротко сказать, что вы узнали о ситуации в классе. А дальше очень деликатно с проявлениями любви, доверия и заботы расспросить о том, какие чувства ребенок испытывает, что ему хотелось бы получить, используя такие методы.
Важно дать возможность выговориться полностью, проговорить свои чувства (злость, зависть, тревога, страх казаться слабым в глазах сверстников, желание быть самым сильным и контролировать все действия в классе и др.).
Можно использовать как помощника книгу Н. Кедровой «Азбука эмоций». Там очень понятно и точно описаны разные чувства: как они ощущаются, выражаются, к чему приводит их не очень экологичное выражение или, наоборот, подавление. Важно поддерживать ребенка в том, что он имеет право на любые чувства, но при этом не на любые действия. Поэтому в беседе стоит спросить, как можно по-другому, без оскорблений, унижений, драк прийти к желаемой цели.
Далее нужно назвать вещи своими именами: «Такие действия — это причинение вреда другому человеку, то есть насилие». И сказать ребенку, что ответственность за насилие всегда лежит на авторе насилия.
Единственная причина, почему кто-то применяет насилие, — потому что он сам выбрал этот путь, а не потому, что кто-то провоцирует или «сам виноват».
Ребенку стоит поучиться сдерживаться и не совершать насилие, задавая себе вопрос: «Что я на самом деле чувствую, когда хочу сделать другому больно?» — и выбирая другие способы избавления от неприятных чувств. Например:
Всегда стоит помнить о том, что можно обратиться за консультацией к психологу или записать ребенка на курс психологических занятий, чтобы помочь ему лучше понимать себя, замечать свои чувства и потребности, управлять своим поведением.
Триада Мысли-Чувства-Действия. Что первично?
Соблюдая баланс между чувствами, мыслями и действиями, можно управлять своим самочувствием, своими поступками, своей жизнью в целом.
Итак, чувства, мысли и действия (душа, разум и тело) - это три кита, на которых держится гармония внутреннего мира. Если же один из компонентов игнорируется или наоборот непомерно раздувается, то явно жди определенные трудности.
Если исключены действия:
Все утопические идеи устройства мира из этой серии. Часто оторванные от реалий жизни они так и не находят воплощения. Много идей и планов, много эмоций по этому поводу, но вот до конкретных действий руки не доходят. Постоянное откладывание важных дел на потом в зарубежной психологии называют страшным словом «прокрастинация».
Обломов - утрированный образ человека, который промечтал всю свою жизнь, лежа на диване. Были у него устремления, были и определенные обязательства, но он так и не смог вырваться из плена уютного халата. Был момент, когда он влюбился и встрепенулся от спячки. Правда, хватило его ненадолго и он снова «заснул».
Обломову пошло бы на пользу меньше думать, больше действовать, рисковать и выходить из зоны комфорта. Пусть медленно, но все-таки двигаться навстречу к своей цели.
Скорее всего, на этом пути будут одолевать сомнения и страхи. Ошибки и заблуждения тоже не обойдут стороной. Заручиться поддержкой хорошего друга и начинать действовать маленькими шагами.