Ребенок
Важно помнить, что ребенок является жертвой и ни в коем случае не виновником жестокого обращения с ним. Некоторые индивидуальные особенности ребенка могут подвергать его повышенному риску жестокого обращения:
Родители или воспитатели
К числу индивидуальных факторов, повышающих риск жестокого обращения с ребенком со стороны родителя и воспитателя, относятся:
Взаимоотношения
К факторам, повышающим риск жестокого обращения с детьми вследствие динамики взаимоотношений в семье либо между сексуальными партнерами, друзьями и ровесниками, относятся:
Повышению риска жестокого обращения с детьми могут способствовать характеристики ближайшего социального окружения и общества в целом, в частности:
Свидетели буллинга – их называют «союзниками» или «зрителями». Ими могут быть как дети, так и взрослые – технический персонал или учителя, которые не вмешиваются, когда буллинг происходит у них на глазах. Хотя очевидцы и не реагируют, но они тоже находятся под впечатлением от увиденного: часто испытывают страх, находясь в школе, чувствуют себя беспомощными, потому что не могут остановить буллинг; могут также испытывать чувство вины из-за своего бездействия или из-за того, что они присоединились к буллерам.
Буллинг заразителен, его можно сравнить с социально-заразной болезнью. Зрители вынуждены выбирать между силой и слабостью (жертвы часто выглядят смешно и жалко), и им не очень хочется ассоциироваться со слабыми. Зрители часто не чувствуют личную ответственность, так как буллинг провоцирует просто делать, как все.
«Привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».Принц поднимался на рассвете, приводил себя в порядок, а затем отправлялся приводить в порядок планету – пропалывать баобабы, так как они могли разрастись и уничтожить его маленькую планету. И раз в неделю он прочищал вулканы.
Урок первый: Ежедневно заботься не только о себе, но и о мире вокруг – он должен быть чистым, красивым и безопасным.
Дурную траву нужно вырывать с корнем, как только ее узнаешь, иначе потом от сорняков не избавишься, и они уничтожат планету. Здесь можно провести аналогию с дурными привычками – всё плохое в себе и вокруг необходимо искоренять. «Это очень скучная работа, но совсем не трудная» – говорит главный герой.
«Довольно только передвинуть стул на несколько шагов. И ты снова и снова смотришь на закатное небо – стоит только захотеть».На крошечной планете солнце уходило за горизонт каждые полчаса. В минуты грусти главный герой любовался закатом, передвигая стул. Столько раз, сколько хотелось.
Урок второй: когда тебе грустно, делай то, что приносит радость: рисуй, слушай шум прибоя, пение птиц или любимую музыку, читай стихи или книги, смотри фильмы. В твоих силах продлить эти моменты – «передвигай стул»!
«Ты всегда в ответе за тех, кого приручил». Во время путешествия Маленький принц встретил Лиса, который стал ему другом: «Если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете…». В день разлуки лисёнок сказал: «Помни, что ты всегда в ответе за тех, кого приручил».
Урок третий: чувство ответственности – одно из самых значимых в жизни. Приближая к себе человека, ты даёшь ему право рассчитывать на твою поддержку. Береги оказанное доверие: выполняй обещания, не причиняй боль и не предавай. Твоё отношение к людям должно быть таким, какого ты ждёшь от них к себе.
И ещё: «Когда даёшь себя приручить, потом случается и плакать».
Обязательно вдумчиво перечитай «Маленького принца»! Запиши мысли, которые кажутся тебе важными.
Если возникнут вопросы или потребуется совет – звони 8 800 2000 122 —Детский телефон доверия — всегда на связи!
Часто за этими словами нет осознанного и принятого решения уйти из жизни, а пока это просто первые эмоциональные порывы от бессилия, непонимания как справиться с трудной ситуацией в школе, в семье или группе сверстников. За каждой такой фразой стоит сильная эмоциональная боль, неопытность и незнание, что делать и как пережить то, что случилось. И многим детям, трудно и страшно прийти к родителям с разговором об этом. Порой им кажется, что родители их не поймут, не придадут значение проблеме, сочтут это излишней драматизацией и привлечением внимания, попыткой уйти от трудностей в жизни и необходимостью выкладываться в учебе, а иногда им кажется, что родители будут еще сильнее переживать и контролировать их, поэтому скрывают и держат все в себе, из страха, что будет еще хуже, если они скажут. Часто они даже не знают, как вообще начать разговор об этом и чего ждать в ответ от взрослых, могут попытаться свести счеты с жизнью просто в подавленном состоянии и отчаянии.
Примерно 8 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке.
Как вовремя заметить эти знаки, понять, что ваш ребенок в опасном эмоциональном состоянии и есть риск попытки суицида? Как успеть поддержать и помочь ему до того, как он может сделать этот страшный шаг?
Если вы заметили следующие изменения в настроении и поведении вашего ребенка, то ему нужна особая психологическая поддержка и помощь, чтобы избежать рисков для его жизни и здоровья. Вот, на что следует обратить внимание и что может быть поводом для обращения к психологам телефона доверия для детей и родителей 8-800-2000-122.
Маркеры эмоционального состояния и поведения с потенциальным риском суицида:
Что важно сделать родителям, если вы заметили какие-либо из этих признаков:
Возможно, вашему ребенку потребуется вполне конкретный совет о том, как действовать дальше в сложившейся ситуации и как избежать ее ухудшения.
Если у вас появились даже незначительные сомнения и страхи, что вы не справитесь с этой ситуацией самостоятельно, вы всерьез беспокоитесь за вашего ребенка или вам нужно все обстоятельно обсудить с психологом и выработать возможный план действий для решения ситуации, то смело звоните в службу Детского телефона доверия.
Многие родители, даже у кого самый близкий и доверительный контакт со своим ребенком, после беседы с ним дают номер 8 800 2000 122, чтобы ребенок получил профессиональную помощь психолога и выразил свои чувства.
Разделите с нами все сложности и переживания вашей семьи! Мы будем рады помочь!
Детский телефон доверия – верный помощник родителям в воспитании детей
Если кажется, что ребенок уже взрослый для того, чтобы вводить в его жизнь правила и просить следовать им, вы заблуждаетесь. Упорядоченность важна для подростка не меньше, чем для малыша. Единственная разница — в количестве правил и в серьезности последствий.
Есть несколько простых алгоритмов, которые помогут вам развить у ребенка (вне зависимости от возраста) дисциплину и ответственность:
Тем не менее, мы попытаемся вам дать некоторые заповеди, которые помогут облегчить ваш труд в воспитании ребёнка:
Заповедь первая: Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
Заповедь вторая: Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу, убедите его, что ваши воспитательные цели – это и его цели.
Заповедь третья: Предоставьте ребёнку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.
Заповедь четвёртая: Не подсказывайте готовое решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели.
Заповедь пятая: Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребёнка за каждый удачный его шаг. Причём хвалите не вообще, а конкретно! Не «Ты – молодец», а обязательно «Ты – молодец, потому что…».
Заповедь шестая: Если же ребёнок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок осознал услышанное.
Заповедь седьмая: Оценивайте поступок, а не личность: сущность человека и отдельные его поступки - не одно и тоже. «Ты – плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты поступил плохо!» (оценка поступка).
Немаловажное дополнение: ваше замечание по поводу ошибки или поступка должно быть кратким, определённым.
Заповедь восьмая: Дайте ребёнку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошность. Дайте понять (но не обязательно это говорить), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.
Заповедь девятая: Воспитание – это последовательность целей. Помогите ребёнку строить систему перспективных целей – от дальней к средней и от неё к сегодняшней.
Заповедь десятая: Вы должны быть твёрдым, но добрым. Ни абсолютная твёрдость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания.
Всё хорошо в своё время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет ещё и своевременным.
«Моего ребенка ничего не интересует, кроме компьютерных игр, телефона и интернета» — все чаще приходится слышать психологам от родителей. Родители уверенны, что первым делом должны быть книги, а потом уже компьютер. Но компьютер сегодня вытесняет не только книги, но и живых людей.
Агрессивное прерывание игры оставляет гораздо более серьезный след в детской психике, чем мы можем думать. С точки зрения ребенка, родитель его не любит и не понимает, если не готов разделить с ним его радость. Дети принимают заботу как норму, а о любви судят по тому, насколько включен родитель в радостную сторону жизни. Но дисциплина и игра вполне совместимы. Агрессия взрослых только ожесточает ребенка и создает эффект "запретного плода". Поэтому, во-первых, нужно формировать правильные установки еще до начала игры: "Все дети твоего возраста играют по полчаса". Во-вторых, у игры на компьютере должны быть альтернативные занятия: "Кроме компьютера, ты можем поиграть в Лего", "А мне так нравится, как ты рисуешь...".
Как совместить реальную и виртуальную жизнь ребенка?