Семейный

помощник

Сайт создан в рамках реализации комплексной программы Тамбовской области "Защитим детей от насилия!" на 2015-2017

shutterstock 330980180Испытывая эмоции, человек выдает субъективную оценку происходящему. Она зависит от особенностей его нервной системы:

флегматики малозмоциональны,

холерикам сложно себя сдерживать,

сангвиники легко переживают сильные эмоции,

меланхолику они доставляют неудобства.

Изменить особенности нервной системы нельзя, но научиться контролировать эмоции можно. Для этого индивид должен различать эмоции и чувства, не бояться негативного спектра эмоций.

Очень важно научиться обозначать свои чувства. И научиться этому нужно в модели «я-сообщения». Чаще мы говорим - «ты-сообщениями». Мы говорим: «Ты меня раздражаешь, ты меня беспокоишь, ты поступаешь так или иначе». Т.е. мы все время начинаем свою речь с местоимения «Ты», и практически никогда не говорим «Я».

Что значит - «я-сообщение»? Когда я говорю о своих чувствах и о своем пожелании, начиная с местоимения «Я». Например, я говорю: «Я сейчас чувствую боль». Я даю отчет тому, что я чувствую в данный момент времени. Очень важно понять, что мы всегда что-то чувствуем. Другой вопрос, что нас не обучали этому.

9odTn 70CHQСовременный человек живет в эпоху высоких технологий и скоростей, страдая от информационной перегрузки. Многие жители мегаполисов жалуются на нехватку времени, испытывают чувство тревоги, беспокойства и неуверенности в себе. Это состояние психологического и физического напряжения в ответ на воздействие внешней среды называют стрессом.

Вопреки распространенному мнению, стресс не всегда оказывает отрицательное воздействие. Выделяют эустресс, т.е. положительную реакцию на благоприятное событие (например, победа в соревновании), либо полезную мобилизацию ресурсов, направляемых на решение проблемы. Например, небольшой и управляемый уровень стресса может помочь на экзамене: активизировать память, сосредоточить внимание, обострить мышление, увеличить скорость работы.

Стресс помогает адаптироваться к изменчивой окружающей среде, но может стать причиной отрицательных для здоровья последствий. Это происходит, когда воздействие стрессора является длительным, интенсивным и неуправляемым, и тогда все системы организма работают на износ.

Существует мнение, что со стрессом нужно бороться и всячески его избегать. Это не совсем верно. Стресс — это неизбежный фактор жизни, его возникновение не поддается контролю. Бессмысленно с ним бороться, лучше вырабатывать психологическую устойчивость и воспринимать его как помощника, дающего ресурсы и энергию.

Люди неодинаково реагируют на стресс, и одно и то же событие может вызывать переживания разной степени интенсивности и направленности. К тому же степень уязвимости к стрессу у одного и того же человека может меняться в процессе жизни. Это говорит о том, что можно учиться управлять своими стрессовыми реакциями и направлять их во благо.

depositphotos 7727522 l 2015Необходимо попытаться поговорить с ребёнком о ситуации буллинга. Если ребёнок отказывается от разговора, то не стоит давить на него, спрашивать прямо в лоб. Достаточно чуть более детально интересоваться его жизнью, и постепенно завоевать доверие.

Также можно попробовать найти других взрослых, которым ребёнок доверяет, и поговорить через них.

Как вести разговор с ребёнком:

1. Уделить ребёнку всё своё внимание, отказавшись от отвлечений на внешние дела.

2.Избегать поспешных выводов и вместо этого попытаться узнать подробности о происходящем.

3.Проявлять сочувствие к ребенку и принятие его болезненных эмоций. Также стоит проявить ребенку их поддержку и готовность оказать помощь. 

4.Избегать обвинений в адрес ребенка. Ребёнок не виновен в том, что оказался в ситуации буллинга. 

5.Осознавать собственные эмоциональные переживания, избегая сильных эмоциональных реакций и стремясь к объективной оценке текущей ситуации. Продуктивным будет задать ребенку вопрос о том, какое решение проблемы его устроило бы.

 6.Поговорить с ребёнком как ещё он может поступать в конкретных ситуациях буллинга. Показать ребёнку альтернативные стратегии поведения.

Как реагировать ребёнку в ситуации буллинга:
1. Сохранять спокойствие. Важно не поддаваться провокациям и не выражать гнев, таким образом обидчик возможно потеряет интерес к ребенку.

2. Сообщить о происходящих нападках лицам, ответственным за ребенка, таким как родители и учителя.

3. В случае, если разговор с обидчиками неизбежен, стоит отводить внимание на их поведение с помощью безразличных, нейтральных фраз: «Мне известно, что ты любишь произносить подобные слова»; «Я знаю, что у тебя нет других способов развлекаться»; «К сожалению, для вас не находится более интересных занятий чем обзывать меня».
Что нельзя делать родителям

1. Родителям не рекомендуется искать причину травли ребёнка в самом ребёнке.

2. Не стоит ожидать, что ситуация разрешится сама, и не замечать проблему.

3. Важно отличать травлю от конфликта вашего ребёнка с группой других детей.

4. Родители не должны считать, что травля - это исключительная проблема жертвы.

5. Самим разбираться с обидчиками, либо наоборот, говорить ребёнку, что он должен сам избавиться от травли.

61967412138818f1ee178d72361aca3aЗадумывались ли вы когда-нибудь, почему одни люди во всем и всегда хотят выделиться из толпы, а другие стараются жить как все, чтобы у них все было «как у людей»? Все дело в таком свойстве личности как конформность. За малопонятным словом «конформизм» скрывается всем известное желание и стремление «быть как все». 

Конформизм в социологи – это слепое подчинение человека большинству. Он во всем предпочитает быть как все, скрывая и подавляя свою индивидуальность. Это помогает избежать проблем, конфликтов, трудностей. Это нужно для социализации. Социальный конформизм (конформность) – это поведение человека, которое подчиняется ожиданиям значимой для него группы.

Конформизм: примеры из жизни

Что такое конформное поведение? Это поведение, при котором индивид подавляет свои желания и интересы, подчиняется мнению большинства. Проще говоря, это поведение типа «я как все». Субъект повторяет за другими. Это распространяется на все: мысли, действия, эмоции, поступки.

Примеры из жизни:

  1. Представьте пешеходный переход. Горит красный свет, но дорога пустая. Сначала один пешеход перебежал на красный, потом другой, за ним еще пара и т.д. Это самый простой пример конформизма в реальной жизни.
  2. На рынке люди встают в самую длинную очередь, потому что думают, что раз столько клиентов хотят купить именно этот продукт, значит, он намного лучше других. На самом деле это может быть точно такой же продукт. В принципе, аналогично этому люди гонятся за брендовыми вещами, техникой.
  3. Мода – один большой пример конформности. Люди пытаются быть в тренде, и не важно, нравится им это или нет, идет им это или нет, удобно это или нет.
  4. Студенты, глядя друг на друга, сбегают с пар. Кстати, примеры типа «все пошли, и я пошел», «все промолчали, и я промолчал» встречаются на каждом шагу.
  5. Подросток начинает курить «за компанию» или чтобы заслужить расположение «крутой» группы.

В быту таких людей называют слабохарактерными, зависимыми, внушаемыми, безвольными. Однако большинство людей положительно относятся к конформистам, ведь ими удобно управлять. Конформистов в нашем мире больше, чем нонконформистов.

1.Ваш малыш ни в чем не виноват перед Вами:

· ни в том, что появился на свет,

· ни в том, что создал Вам дополнительные трудности,

· ни в том, что не дал ожидаемого счастья,

· ни в том, что не оправдал Ваши ожидания.

И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил за Вас эти проблемы.

2. Ваш ребенок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь. Вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его особенности и интересы, и, создав условия для их реализации.

3. Ваш ребенок далеко не всегда и совсем не обязательно будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.

4. Во многих капризах и шалостях Вашего малыша повинны Вы сами, потому что:

-  вовремя не поняли его;

- пожалели свои силы и время;

- стали  воспринимать его через призму несбывшихся надежд или простого раздражения;

- стали требовать от него того, что он попросту не может Вам дать – в силу особенностей возраста или характера.

Не желали принимать его таким, каков он есть.

5. Вы должны:

- всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше;

- в лучшее, что в нем еще будет;

- быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявиться;

- сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

maxresdefaultСпланируй свой день так, чтобы ты был занят только приятными делами.

Если у тебя есть любимое хобби, займись им. Если такого хобби нет, попробуй найти что-то интересное. Даже если ты не сможешь выбрать что-то определенное, то по крайней мере это тебя отвлечет. 

Займись спортом.

Прогулки на свежем воздухе, посещение спортзала или тренировок творят чудеса. Вне зависимости от вида спорта, на котором ты остановишь свой выбор, физическая нагрузка и возможность выплеснуть негативную энергию поможет тебе улучшить настроение и состояние. 

Составь свой распорядок дня и придерживайся его в любых ситуациях.

Следи за своим питанием и сном.

Ведь всем известно, что сон и питание влияет на наш организм, в особенности на мозг, что в свою очередь влияет на депрессию.

Очень важно!

Не оставайся наедине со своей проблемой, не молчи, поделись с близкими или позвони на детский телефон доверия 8-800-2000-122. Скорее всего, тебе нужна помощь. В одиночку с этим очень сложно справиться.

Ответственность за буллинг лежит на школе как организации. Поскольку плохо воспитанные дети с эмоциональными нарушениями могут появляться в любых школах: и больших, и маленьких, и дорогих, и государственных, и столичных, и сельских, — вспышки буллинга или отдельные случаи его будут повторяться, и от этого мы защититься не можем. Гарантированно на сто процентов предупредить буллинг невозможно. Но то, что школа действительно может, — это бдительно следить за его проявлениями и немедленно реагировать, открыто обсуждать, высказывать свою позицию: «Это очень плохо! У нас так нельзя!» — и любыми способами прекращать. Школа всем этим может подавать пример своим учащимся. Они должны понимать, что зло было и будет в этом мире, но мы в состоянии победить его, если не бояться и не закрывать глаза на происходящее.

Победить буллинг можно, если понимать, кто из взрослых за что отвечает.

Ответственность школы

  1. Школа отвечает за создание оптимальных условий для развития личности ребёнка, и эта ответственность отличается от родительской. Особенно это важно для воспитания детей с непростым поведением. Если в школе есть правила, всегда можно сказать непослушному ученику: «Может быть, дома тебе разрешают так себя вести, но здесь — нет, у нас есть школьные правила, они общие для всех, будь добр, выполняй». Это положение о некоторой независимости школы от родителей должны понимать и разделять сами родители. Иначе школа превратится в слабое учреждение, не способное искоренить буллинг. Как правило, именно родители буллеров часто являются сильными и изощрёнными манипуляторами.
  2. Школа несёт ответственность за то, что происходит с каждым учеником в её стенах. Безопасную атмосферу создают правила и традиции школы. Если их соблюдать, можно вызвать желаемые чувства (настроения) у большинства детей, а именно: а) «я могу быть здесь», «здесь безопасно», «я чувствую за17 щищённость»; б) «мне нравится», «мне интересно», «здесь происходят важные для меня вещи», «здесь хорошие отношения»; в) «меня замечают и уважают», «я получаю признание и справедливую оценку», «я — кто-то ценный»; г) «я вижу перспективу и понимаю, как сегодняшние задачи связаны с моим будущим», «я вижу, что я должен делать», «я согласен с поставленными задачами».
  3. Школа несёт свои 50% ответственности за установление рабочего контакта с родителями ребёнка. Другие 50% принадлежат родителям. Если нет установки на партнёрство, договориться о безопасности не получится. Вместе с тем именно в школе работают профессиональные психологи, они могут искать подходы к трудной семье, стараться снова и снова выйти на конструктивный диалог с родителями, поэтому 50% школы немного весомее.
  4. Учитель, а не ребёнок отвечает за качество взаимодействия в системе «учитель — ученик», учитель и педагогический коллектив должны заботиться о поддержке и твёрдости в отношении каждого ученика.
  5. Весь коллектив педагогов отвечает за то, что происходит с детьми в стенах школы.
  6. Эти принципы остаются бесполезным «сотрясением воздуха», если они не закреплены в управленческих решениях и правилах школы, если они не становятся частью организационной культуры. Это означает, что в школе обязательно должны быть правила, и за их нарушение устанавливаются и приводятся в исполнение санкции. И родители относятся к этому с пониманием: сломал — почини, взял чужое — верни, оскорбил кого-то, наврал, распускаешь слухи — для начала лишаешься привилегий, права поехать на экскурсию например, а затем, если истории оскорблений повторяются — становишься объектом пристального внимания антибуллингового комитета; иными словами, в школе должна быть система защиты справедливости её граждан, отлаженная система, понятная и принятая всеми по причине её эффективности.
  7. Буллинг возникает и развивается в тех учреждениях, где слабая организационная культура: школа не принимает вызов или не может ему противостоять. Факт буллинга — важный сиг нал для пересмотра приоритетов и правил школы.

Ответственность родителей

Родители должны:

1) знать о буллинге и не бояться его; быть чувствительными к его проявлениям;

2) искать пути сотрудничества с классным руководителем и школой;

3) участвовать в разработке правил класса, инициировать такую работу;

4) требовать от школы чёткой процедуры информирования о возможных случаях буллинга. Добиться ответов на вопросы: кто отвечает за психологическую безопасность в ученической среде? Как можно экстренно сообщить о случае буллинга? Кому? Как работает обратная связь? Какой общественный орган в школе отвечает за это? Родители могут многое сделать для создания описанной выше школьной системы справедливости.

 

 

Телефон доверияУполномоченный по правам ребенка
в Тамбовской области 

(4752) 72-65-44
Отдел охраны прав детства управления образования и науки области 

(4752) 79-23-30 

Отдел демографической и семейной политики управления социальной защиты и семейной политики области

(4752) 79-16-52