Выработка выученной беспомощности возможна не только у собак. Подобные эксперименты были проведены и на многих других животных, от тараканов до людей. Представителей нашего вида даже не обязательно бить током — достаточно дать заведомо не решаемую головоломку, чтобы резко снизилась вероятность успешного выполнения любых последующих задач.
В целом главный принцип для выработки выученной беспомощности — это создание ситуации, в которой испытуемый не может понять логику происходящих событий, предсказать их или повлиять на них. Даже не обязательно, чтобы это были плохие события, принципиально только отсутствие связи между действиями и результатом.
Ася Казанцева, из книги «Кто бы мог подумать!»
Кутюрье Стефани «Я чувствую»
Интерактивные элементы помогают ребёнку узнавать и живо представлять себе эмоции, с которыми он встречается каждый день.А маленькие советы научат лучше справляться с неприятными эмоциями с помощью простых движений. Ведь это очень важно — понимать и чувствовать, что с тобой происходит. Для детей 4-7 лет.
Лёля Тарасевич «Сказки для высокочувствительных детей»
Умение распознать свои чувства и прожить их бережно, без вреда для себя и окружающих — фундамент эмоционального интеллекта. Но особенно этот навык важен для чувствительных и ранимых детей, которые острее реагируют на все внешние раздражители.
Нина Ливенцова «Я ужасно злюсь! 7 историй для работы с агрессией»
Нина Ливенцова «Я ревную! 6 историй для работы с ревностью»
Сильные эмоции, в том числе раздражение, злость, гнев, агрессия, — это неотъемлемая часть жизни. Не нужно запрещать ребёнку злиться и ревновать, но научить его понимать свои чувства и выражать их без вреда для себя и окружающих совершенно необходимо.
Нина Ливенцова «Алиса, ее страхи и капризы»
Терапевтические сказки про девочку Алису помогут ребёнку разобраться в сложных ситуациях и в понятной форме расскажут, почему нужно убирать игрушки, как не бояться похода к врачу, зачем нужно умываться и принимать ванну, как делиться игрушками и почему не стоит бояться монстров.
Читайте эти книжки с ребёнком, чтобы познакомить его с разными эмоциями и чувствами. Это станет большим вкладом в развитие эмоционального интеллекта малыша!
Для детей 4-7 лет (Страх темноты. Ночные кошмары. Общая боязливость).
В одном лесу жил Зайчишка Серое ухо, у которого было много-много друзей. Однажды его друг Ежик - Маленькие ножки пригласил Зайчишку на свой день рождения. Зайчишка очень обрадовался приглашению. Он пошел на дальнюю поляну и набрал для Ежика целую корзину земляники, а потом отправился в гости.
Его путь лежал через лесную чащу. Светило солнышко, и Зайка весело и быстро добрался до домика Ежика. Ежик очень обрадовался зайчику. Потом к ежику пришли Белка Рыжий хвостик и Барсучонок — Мягенький животик. Они все вместе танцевали и играли, а после пили чай с тортом и земляникой. Было очень весело, время бежало быстро, и вот уже начало темнеть – пора было гостям собираться домой, где их ждали родители. Друзья попрощались с ежиком и пошли по своим домам. И наш Зайчишка отправился в обратный путь. Сначала он шел быстро, пока тропинку было хорошо видно, но вскоре совсем стемнело, и Зайчику стало чуть-чуть страшно.
Он остановился и прислушался к темному и совсем неприветливому ночному лесу. Вдруг он услышал странный шорох. Зайчишка прижался к траве и задрожал. Потом подул ветер, и Зайка услышал страшный скрип и скрежет – он посмотрел направо и увидел что-то огромное и страшное : у него было много длинных и корявых рук, которыми оно размахивало и при этом издавало тот самый страшный скрежет…
Зайчонку стало совсем страшно, он подумал, что это Чудовище, что оно сейчас схватит его своими корявыми ручищами, а потом съест… Бедный Зайчишка накрыл лапками ушки и закрыл глазки, чтобы не видеть и не слышать страшного Чудовища., и стал дожидаться своей смерти.
Так прошло некоторое время и… ничего не случилось. А затем Зайка сказал сам себе : “Неужели я так и буду лежать здесь и умирать от страха? А что будет с моей мамой, если я умру, ведь она не переживет этого?”. Зайка собрался с силами, открыл глаза и смело посмотрел на Чудовище. И вдруг он заметил, что Чудовище совсем не Чудовище, а старый Дуб, с которым Зайка всегда здоровался, гуляя по утрам, а огромные руки – всего-навсего ветви, на которых днем поют птички. Скрипел же старый Дуб потому, что на ветру раскачивалась его старая растрескавшаяся макушка. Наш Зайка громко рассмеялся, оттого, что испугался старого своего друга – доброго Дуба.
Зайка продолжил свой путь домой, он теперь знал, что ничего страшного в ночном лесу не может быть. И после этого случая Зайка Серое ухо никогда больше не боялся темного леса.
Вот такая случилась история с храбрым Зайчиком Серое ухо.
В раннем детстве ребенок привыкает добиваться всего с помощью слез, истерик, обид, это помогает ребенку достигать желаемого удовлетворения своих потребностей. Постепенно эмоции захватывают ребенка и становятся хозяевами его жизни. С возрастом эмоциональные состояния ребенка родители, как правило, начинают игнорировать. Да, именно игнорировать и не как иначе.
Эмоции сводятся к обесцениванию. Но как раз переживания и не понимания, что с этим делать важно для ребенка также как и для взрослого человека. Так мы учим детей подавлять и копить свои чувства, в своем теле.
Со временем это подавление своих чувств, становится разрушительным для психики и организма человека и перерастает в соматические заболевания и неконтролируемые всплески эмоций.
В наше время современные родители не придают значения развитию эмоционально-волевой сфере, а именно эта часть психического развития является одной из важных для дальнейшего развития ребенка.
Для того чтобы научится саморегуляции эмоциональных состояний нужно понимать свои чувства и переживания.
- Что я чувствую сейчас?
- Как я это чувствую?
- Что происходит со мною в этот момент?
- Что мне делать с этим?
Именно поэтому так важно озвучивать и уточнять чувства, которые ребенок переживает.
Для нас один из самых главных вопросов, который вы можете задать ребёнку.
Не «как ты себя чувствуешь?», не «все ли у тебя в порядке?», не «как дела?», а именно фокус на эмоциях в определённых ситуациях.
- Это помогает понять состояние ребёнка. Вы удивитесь, что улыбающийся ребёнок, у которого «все хорошо», может ответить, что испытывает тревогу или страх.
- Помогает ребёнку определять и фиксировать свои эмоции. Чтобы во взрослом возрасте во-первых, уметь чувствовать, а во-вторых, уметь идентифицировать то, что ты чувствуешь.
- Помогает ребёнку свободно говорить о своих эмоциях. Хорошо, когда дети открыто могут поделиться своими переживаниями с родителями.
Во взрослом возрасте это позволит ребёнку быть в контакте со своими эмоциями. Что это будет для него значить?
- Жизнь будет полноценная и красочна. Меньше вероятности впасть в состояние, когда тебе все безразлично, обычно и ничего тебя не радует. То самое умение «наслаждаться жизнью», возможно только, если ты не подавляешь свои эмоции.
- Ребёнок будет лучше понимать себя и свои желания. А это может снять актуальные сегодня проблемы выгорания и поиска себя.
- Бережнее относится к чувствам других людей.
Излишне говорить, что это поможет при выстраивании социальных связей разного уровня.
Направленность: детская агрессия
Один мальчик всегда дрался. Звали его Коля. Все дети во дворе его боялись. И когда наступило лето, мама отправила Колю в деревню. Утром в деревне он проснулся от громкого «Ку-ка-ре-ку!».
В саду пели птички, на окне стояло молоко, а у окошка на ветке сидели два воробья и весело чирикали. Во дворе стояла корова и мычала, важно ходил петух, крякали утки, гагатали гуси, блеяли овечки «Беее!», козочка кричала «Ме-ме!». Красота!
Светило солнце, рядом в березовой роще стояли березки и шелестели листочками, «Тук-тук!» стучал дятел, «Ку-ку!» кричала кукушка.
Коля выпил молоко и вышел во двор.
– Гав-гав! – поприветствовал его пес.
– Мяу, как спалось? – спросил кот.
Коля ни с кем не поздоровался, пнул собаку, схватил за хвост кота, запустил палкой в гусей и уток, кинул камень в петуха. Овечки с козочкой испугались и убежали, а корова недовольно замычала и ушла со двора. Коля остался один, ему стало скучно, и он решил пойти в рощу. Там его радостно встретили берёзки шелестом своих листьев.
– Тук-тук! – поприветствовал его дятел.
– Ку-ку! – сказала кукушка.
– Привет! – пропищал муравей.
Коля подошел к березке и сломал ветку.
– Ой-ой-ой! – закричала березка, но мальчик её не услышал. Он смастерил рогатку и стал стрелять в птиц. Разворошил муравейник.
– Не рушьте наш домик! – кричали муравьи, но и их не услышал Коля.
Потом ему и в роще наскучило. Коля вышел на проселочную дорогу и стал кидать камни в солнце. Ему не нравилось, что оно светило в глаза.
На другой день, когда Коля проснулся, он почувствовал, что все изменилось. Солнце не светило в окно. Петух не кукарекал, молока в кружке не было, птички не пели. Двор был пуст. Никто его не приветствовал. Собака забралась в будку, кот залез на крышу.
Он пошел в рощу. Солнце спряталось за тучку. Березы не шелестели листочками. Дятел, кукушка и другие птицы улетели. Никто не пел в лесу.
Коля почувствовал себя таким одиноким. И он захотел, чтобы все было, как раньше. Он понял, что все на этой земле его друзья, а друзей обижать нельзя. С тех пор он никого никогда не обижал и не дрался. А когда вернулся в город, помирился с ребятами во дворе, всем привез подарки: кому ягоды, кому грибы, а кому-то и шишки. Рогатку выбросил и никогда больше не ломал деревья ни в лесу, ни в городе.
Быть родителями можно, даже не забывая о собственных границах или не нарушая их. Напротив: твердое, ответственное соблюдение собственных и социальных границ абсолютно необходимо для того, чтобы жить с детьми без насилия.
Чтобы с помощью этих границ предлагать им пространство для развития, в котором они смогут раскрываться в соответствии с принципом Канта: «Свобода каждого отдельного человека заканчивается там, где начинается свобода другого».
Если дети упираются в эти границы, мы указываем на них, не используя насилия. Чтобы границы признавались, детей нужно не наказывать и подавлять, а преподавать им значение соблюдения границ через эмпатию. В повседневной жизни мы можем опираться на шесть пунктов, которые позволят нам это осуществлять.