1. Устал — рисуй цветы.
2. Злой — рисуй линии.
3. Болит — лепи.
4. Скучно — заполни листок бумаги разными цветами.
5. Грустно — рисуй радугу.
6. Страшно — плети макраме или делай аппликации из тканей.
7. Ощущаешь тревогу — сделай куклу-мотанку.
8. Возмущаешься — рви бумагу на мелкие кусочки.
9. Беспокоишься — складывай оригами.
10. Напряжен — рисуй узоры.
11. Важно вспомнить — рисуй лабиринты.
12. Разочарован — сделай копию картины.
13. Отчаялся — рисуй дороги.
14. Надо что-то понять — нарисуй мандалы.
15. Надо быстро восстановить силы — рисуй пейзажи.
16. Хочешь понять свои чувства — рисуй автопортрет.
17. Важно запомнить состояние — рисуй цветовые пятна.
18. Если надо систематизировать мысли — рисуй соты или квадраты.
19. Хочешь разобраться в себе и своих желаниях — сделай коллаж.
20. Важно сконцентрироваться на мыслях — рисуй точками.
21. Для поиска оптимального выхода из ситуации — рисуй волны и круги.
22. Чувствуешь, что «застрял» и надо двигаться дальше — рисуй спирали.
23. Хочешь сконцентрироваться на цели — рисуй сетки и мишени.
Контейнирование - способность к выдерживанию различных видов психической энергии: эмоций, напряжения, инстинктивных порывов. Это необходимый навык для здоровья в целом, развивается благодаря отношениям и именно в отношениях, способствует умению справляться с различными источниками стресса. Сам этот термин был введен британским психоаналитиком У. Бионом. Он предложил модель «контейнер-контейнируемое» - младенец отдаёт свои неконтролируемые эмоции в контейнер матери (реже- отца), чтобы получить их обратно в более приемлемой и легко переносимой форме. Мать вбирает в себя проецируемые на неё ребёнком части его психики и, придав им осмысленное содержание, возвращает. Какая связь возможна на основе контейнирования?
Бион выделил:
Иногда все мы недостаточно хорошие «контейнеры» - паникуем, избегаем проявления чувств, «сливаем» свои эмоции на детей. Но всё в наших руках, давайте учиться!
Теперь, когда вы вооружены теорией, переходим к практике:
Ребенок постепенно приобретёт знания, как с такими состояниями справляться самостоятельно, а его «контейнер» сможет переработать всё, с чем столкнётся.
Сказка для коррекции агрессивного поведения.
Это случилось в одном детском саду, в который ходили разные лесные зверушки. Каждое утро лес просыпался от теплых лучей солнышка, согревающих землю, а песни птиц будили лесных зверушек, и родители вели их в лесной детский садик.
Недалеко от этого детского сада жил Медвежонок. Никто из зверей с ним не дружил, потому что он со всеми дрался. “Все хотят меня обидеть, сделать мне плохо. Мне надо защищаться, потому что если я не буду драться, другие зверята будут меня обижать”,- так думал Медвежонок.
Ему было грустно всегда быть одному, и вот однажды он отправился погулять.
Ходил он, ходил и пришел к детскому садику, где играли зверята.
— Смотрите, к нам идет Медвежонок. Может, он будет нашим новым другом,- сказала Белочка.
— Но посмотрите,- закричал Зайчик,- он сжал кулаки и собирается с нами драться!
Медвежонок не слышал разговора зверят и, все сильнее сжимая кулаки, думал: “Они договариваются о том, чтобы начать меня обижать, и мне придется защищаться”.
— Мы хотим с ним дружить, а он хочет с нами драться,- закричали зверята.- Мы будем защищать себя!
И они побежали к Медвежонку. Медвежонок, увидев подбегающих зверят, очень испугался. Он еще сильнее сжал свои кулаки и приготовился драться.
— Эх ты! Мы хотели с тобой дружить, а ты хочешь с нами драться,- сказали зверята.- Мы думали, ты наш новый друг, а ты! - закричали они.
— Мы не будем с тобой дружить!
И они оставили Медвежонка одного. Медвежонок почувствовал, что ему стало очень стыдно за то, что он хотел драться с этими зверятами. Грусть переполнила сердце Медвежонка, и он заплакал. Ему стало очень плохо от того, что его все боялись, и у него не было друзей. “Что же мне делать, как подружиться со зверушками?”- думал Медвежонок. И вдруг увидел, что кулаки у него до сих пор сжаты и на них капают слезы.
“Я понял, мне надо разжать кулаки, ведь, наверное, из-за них зверята подумали, что я буду с ними драться!”- решил Медвежонок.
На следующий день Медвежонок пришел к зверятам в детский садик и не стал сжимать свои кулаки. Зверята увидели, что он не хочет драться, и решили с ним дружить. Медвежонок и зверята стали вместе играть в разные веселые игры, петь песни и танцевать. Они смеялись и рассказывали друг другу интересные истории. А Медвежонок, играя со зверушками, думал: “Я больше никогда не буду без причины сжимать свои кулаки и драться, потому, что другие зверята и не думали обижать меня. Как хорошо, что я разжал свои кулаки и понял сам, что плохо быть Драчуном!”. И от этой мысли Медвежонок почувствовал себя отлично.
1. Понимание и принятие того, что страх - это нормальная человеческая реакция. Объясняем, что все испытывают страх иногда, и это нормально.
2. Разговор с ребёнком о его страхах, о том, что их вызывает, о том, что помогло бы справиться. Позволяем выразить эмоции и почувствовать поддержку.
3. Мысль, которая поможет фокусироваться на своих достижениях может быть следующей: «Я могу справиться с этим страхом, потому что я уже смог/смогла преодолеть другие трудности в прошлом». Это отличная мотивация, напоминающая ребёнку о его собственной силе и способности преодолевать трудности.
4. Игра «Моя суперсила», в которой ребёнок и родители по очереди называют свои сильные стороны или умения, которые помогают им преодолевать трудности, достигать целей. Например, умение рисовать красивые картинки, способность слушать и понимать других людей и т.д. Игра поможет осознать свои сильные стороны и повысить уверенность в себе.
5. Игра «Охота на комплименты, в которой ребёнок и родители по очереди говорят друг другу комплименты. Например, «Ты очень хорошо готовишь», «Ты красиво танцуешь» и др. Затем обсуждаем, какие качества или достижения помогают быть успешными в этом.
Если страх ребенка серьёзно влияет на качество его жизни и совсем не уменьшается со временем, важно обратиться за помощью к специалисту.
Не секрет, что в современном высокотехнологичном и скоростном мире всё чаще человеческие чувства и моральные качества отходят на второй план, и доброты среди людей стало меньше – этот факт, к сожалению, очевиден. Поэтому сегодняшний праздник – ещё один повод вспомнить о таком качестве и категории человеческих отношений как Доброта и объединить существующие в различных странах движения за доброту, чтобы помочь людям осознать, что делать добро – совсем несложно, а результат у добрых дел и поступков колоссальный.
Творить добрые дела – невероятно просто, добро не измеряется деньгами, порой – не требует много времени и сил, главное – начать. Даже просто добрая улыбка незнакомому человеку – уже способна творить чудеса, в том числе и для самого человека, кто это Добро делает. Ведь помимо того, что добрые дела повышают всем настроение, они ещё и как нельзя лучше влияют на самочувствие, повышают жизненный тонус.
Согласно исследованию психологов и врачей из разных стран, люди, которые ежедневно совершают добрые дела, лучше чувствуют себя и физически, ощущают свою жизнь более гармоничной, обладают лучшим иммунитетом, а значит – они меньше болеют и дольше живут. Всё это даже подтверждено практическими исследованиями – когда человек делает что-то хорошее другим людям, у него повышается уровень лимфоцитов, и расширяются сосуды, это ведет к правильной работе сердца; мозг вырабатывает большое количество эндорфинов (известных как «гормоны удовольствия»), которые обладают успокаивающим эффектом, нейтрализуют воздействие стресса, облегчают депрессию. Наконец, отзывчивость сопровождается душевным подъемом, граничащим с эйфорией, что объясняется выработкой гормона серотонина, регулирующего наше настроение.
Ну что ж...познакомимся и с этим феноменом.
Причины детского вранья:
1) возраст - дети дошкольного возраста, примерно где-то около 3 лет могут попадаться на неправде. А всему этому "виной" развитие фантазии. У ребёнка есть реальный мир и воображаемый, и уровень погружения в воображаемый мир зависит от индивидуальных особенностей, и от условий в которых воспитывается ребёнок.
Вот эти два мира сливаются порой настолько тесно, что он и сам не может понять, что вымышлено это или нет.
2) страх перед взрослой фигурой - такой ребёнок обычно опирается на ранний опыт, где он сказал правду и взрослый отреагировал на него либо агрессивно, либо страхом и тревогой.
Поэтому ребёнок неправдой или умалчиванием защищает себя либо от агрессии в свой адрес, либо от панических истерик родителя.
3) борьба за личное пространство - это характерно для подростков. По мере взросления, ребёнок расширяет свою сепарацию от родителя, а для этого нужны свои секретики.
Как всегда...это основные, каждый случай индивидуален.
Это частый запрос от родителей. А как научить? Если и вы задаетесь таким вопросом, то это означает, что в первую очередь разобраться с личными границами необходимо вам.
Когда у родителя с границами всё в порядке, то данный вопрос просто не возникает. Ребенок уже растет в среде, где выстроены границы. Где принято обозначать границы, соблюдать и при их нарушении есть возможность сказать об этом.
Когда у родителя есть внутреннее право на выстраивание границ, он невольно транслирует это ребенку, в этом случае он также без труда выстраивает границы, потому что для него это естественно.
Если у вашего ребенка есть трудности в выстраивании границ в школе, с друзьями, учителем и так далее, это хороший звонок посмотреть в свои границы.
И тут вопрос не только в том, как вы выстраиваете личные границы, но и соблюдаете ли границы ребенка, даете ему право выстраивать границы с вами и говорить вам о том, когда вы переходите черту.
Когда вы хотите ребенка чему-то научить, то посмотрите в первую очередь в себе, а вы умеете делать то чему хотите научить? У вас в этой сфере все хорошо?
Когда вы считаете, что с ребенком что-то не в порядке, то посмотрите в себя.
Дети отражают родителей. И когда у ребенка есть проблема или вам кажется, что она есть. Это сигнал о том, что это проблема есть либо в семье, как системы, либо у одного из родителей.
Горе влияет на всю семью. И дети, как часть системы, неизбежно сталкиваются с ним. Переживают его по- своему.
Один из сложных вопросов для родителей: стоит ли говорить с ребенком о смерти близкого? И какие слова подобрать?
Вот несколько правил, которые помогут ребенку пережить утрату в семье:
1.Не нужно скрывать от детей правду о смерти близких. Дети живут не в изолированном мире. Они чувствуют изменения в семейной системе. Даже младенцы чувствуют эмоциональный фон. Разговор может снимать излишнее беспокойство, нарастающее из-за отсутствия контакта, непонимания ситуации и перемены в поведении взрослых.
2. Брать детей на похороны можно и нужно. Но при условии, что они этого хотят и там будет взрослый, который сможет о них заботиться.
3. Ребенку обязательно надо позволить попрощаться с умершим. Например, дать возможность написать письмо или нарисовать картинку. Можно потом прийти на кладбище и там вместе поплакать.
4. Приложите все возможные усилия, чтобы вернуть ребенку ощущение безопасности и любви.
5. В ситуациях, когда что-то случается в семье, дети часто не могут отделить свое поведение от случившегося. У них могут возникнуть нерациональные объяснения. Например, «если бы я был более послушным мальчиком, с мамой такого бы не произошло». Если с ребенком не говорят об общесемейном горе, отстраняют его, невольно он может начать думать, что это он плохой и чувствовать вину за случившееся. Поэтому чем больше у ребенка возможности участвовать на том уровне, на котором он способен и сопереживать, тем больше шансов пройти этот период без дополнительных травм.
6. В горе у детей временно ухудшается память, они становятся рассеянными и невнимательным. Из-за этого могут быть проблемы в школе.
Не требуйте от них невозможного, относитесь с пониманием к временным сложностям.
Ребенок может не понять слова «умер», но он способен понять близкий человек никогда уже не вернется. Не стоит в объяснении закладывать надежду, что мама или папа (бабушка и т.д.) уехали далеко. Потому что из поездки можно вернуться. И это может привести к мучительным и бесплодным ожиданиям.
Из рассказа взрослого, ребенку нужно понять важное: умерший человек не вернется в этот мир, но он навсегда останется в сердцах живых людей. Важно то, с каким уважением, любовью взрослые говорят и вспоминают об ушедшем человеке. Это не про идеализацию. Это про реальные воспоминания о человеке, которые очень сильно могут влиять в дальнейшем на жизнь ребенка.
Пример: отец военнослужащий погиб в горячей точке. Для сына этого мужчины важно видеть, с какими почестями провожают его, как говорят о нем сослуживцы. Даже в непростых жизненных ситуациях, этот ребенок может вспомнить, что отец был героем и достойно принять вызов сложностей.
Если ребенок или подросток не готов видеть умершего родителя или родственника, важно дать ему выбор и объяснить: не обязательно физически держать за руку и даже видеть, главное быть рядом с этим человеком душой.