Психологическая готовность к школе — это как снежный человек. Все о ней слышали, все знают, что это какая-то важная штука, которую проверяют психологи хитрыми тестами, но что это такое, толком никто не представляет. Психологи выделяют четыре вида психологической готовности к школе:
ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ.
Личностно-социальная готовность заключается в том, что ребёнок к моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию — как со взрослыми, так и со сверстниками. Современные первоклассники далеко не всегда умеют это делать. Особенно трудно им выполнять задания, которые требуют совместных усилий, тесного контакта друг с другом. Чаще этот симптом выражен у «домашних» детей, никогда не посещавших детский сад — у этих ребятишек минимальный опыт в урегулировании конфликтных ситуаций, принятию совместных решений. У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Дайте ему самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ.
Почему ребёнок, который блестяще занимался до школы с частным преподавателем, порой получает глубокое разочарование от школы? Занятия для дошкольников и настоящие уроки — это всё-таки разные вещи. Если первые — прежде всего, игра, то вторые — именно система обучения. И далеко не всегда это обучение будет увлекательным и захватывающим. Поэтому очень важный признак готовности к школе — делать не только то, что хочется, но и то, что надо как ни странно, развить эти качества поможет опять-таки игра. Только игра особая — по правилам. Ведь именно такие игры учат спокойно дожидаться своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ.
Речь идет не об умении читать и писать, а о нечто большем: насколько мозг ребёнка готов к интеллектуальному труду. Это умение думать, анализировать, делать выводы. Учите ребёнка самого искать ответы на свои бесконечные «почему» и «а что будет, если…», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.
МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ
К моменту поступления у ребёнка должно быть сформировано положительное отношение к школе. Нередко старшие товарищи успевают внушить будущему школьнику мысль о том, что в школе его ждут одни неприятности — двойки, строгие учителя и пр. Постарайтесь развеять этот миф и настроить малыша на успех. В то же время он должен понимать, что школьный путь усеян не только розами и просто так его там хвалить никто не будет.
Если ребёнок привык к постоянной похвале и одобрению дома, постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. Но не переходите на личности — оценивайте поступок, а не самого ребёнка.
Получается, что психологическая готовность к школе — это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир!
Детский сад для ребенка – это первое приближение к самостоятельной жизни вне дома. Здесь учатся общаться с другими детьми, обходиться без мамы и папы. В садике дети впервые сталкиваются с социумом, способствующим осознанию ими себя личностями.
В период адаптации происходят очень значимые изменения в сложившемся и устоявшемся для него окружающем мире. И, организовав каждое утро примерно одинаковый ритуал прощания, Вы тем самым обеспечиваете ребёнку постоянство, которого так ему сейчас не хватает. Выполняя ритуал, Вы внегласно гарантируете ему защиту и уверенность в том, что сегодня, как и вчера, Вы обязательно за ним вернетесь.
КАКИМИ МОГУТ БЫТЬ РИТУАЛЫ?
Обнять, поцеловать в нос,"нарисовать" невидимое солнышко на животе, чтобы оно грело малыша.
Поцелуй в ладошку. "Если тебе станет грустно, вот тебе мой поцелуй, он поможет тебе справиться".
Нарисовать на руке сердечко, которое будет закреплять связь с вами, пока вы на расстоянии.
Покружить, "Дать пять", обняться. И т.д., всё зависит от Вашей фантазии.
САМОЕ ВАЖНОЕ — не забывать об этом ритуале, и выполнять его ежедневно. Только тогда у ребенка будет закрепляться положительная динамика.
Также, очень важно после выполнения ритуала сразу попрощаться с ребенком, обозначить, когда Вы придете за ним(после еды, прогулки, сна и т.д.) и без колебаний уйти, оставив ребёнка воспитателю (он Вам поможет)!
Если Вы будете сильно переживать и стоять под дверью группы или под окном, поверьте, ребёнок это почувствует.
Постарайтесь довериться педагогам и поверьте в своего ребёнка!
Если у Вас нарушена привязанность с ребёнком и он боится потерять Вашу любовь, из Ваших разговоров он делает только один вывод "Я плохой". Эта мысль запускает цепочку последующих мыслей и реакций:
Я плохой → А если я плохой, то мама и папа могут отказаться от меня → надо стараться быть хорошим → надо себя хорошо/правильно вести → сдерживаюсь и терплю → сенсорная перегрузка → срыв → беседа с родителями → я плохой
Что же теперь не разговаривать что ли? Разговаривать, но параллельно восстанавливать надёжную привязанность с ребёнком. Ребёнок должен быть убеждён в том, что он - хороший и мама с папой его никогда не бросят, как бы плохо он себя не вел.
Данный вопрос волнует многих родителей. Но будем честны: это нам, родителям, необходимо, чтоб ребенок ложился спать "вовремя", а ему это не особо и надо.
Однако детям нужна определенность, некие правила и, в частности, режим. Особенно, если утром сад или школа.
Что поможет?
1- Правила дома
2- Ощутить последствия позднего укладывания
3- Тратить энергию в течении дня
4- Прогулки вечером на свежем воздухе
5- Спокойные игры, книги перед сном
Что не работает?
- Крики, ругань
- Угрозы
- Наказания/лишения
В нашей стране как раз часто применяют те методы, которые не работают. Даже видя ежедневное подтверждение отсутствия целесообразности в этом
Хотя порой очень тяжело себя сдерживать пол конец дня, ведь родители тоже не железные и хотят отдохнуть. Но никто не говорил, что с детьми легко
За последние годы распространенность тревожных расстройств выросла в десятки раз.
Сотни тысяч лет назад тревога работала на улучшение адаптации. Если человек чего-то боялся, это увеличивало его шансы выжить и избежать неприятностей. Повышенная бдительность к тому, что происходит вокруг, в эволюционном процессе была оправдана. Сейчас такая бдительность нередко приводит к невротическим расстройствам.
Например, читая новости, мы получаем сигнал: «Внимание! Опасность вокруг!». Наша симпатическая система активируется. Но направить эти импульсы на какое-то конструктивное и избавляющее от предполагаемой опасности действие не представляется зачастую возможным.
Мы попадаем в замкнутый круг: «тревога возникает – растет желание контролировать ситуацию – начинаем читать больше новостей – тревога повышается и т.д.». Так может происходить до того момента, пока мы не обнаруживаем себя истощенными.
Пандемия, военные действия... Каждая волна событий в мире и стране рождает тревогу, включение и попытки разобраться. И зачастую приводит к скачкам тревоги и большей запутанности.
Что же делать?
Легче не попасть в петлю тревоги, чем выбраться из нее. Поэтому соблюдайте психическую гигиену:
• Выделите ограниченные периоды времени, когда узнаете о происходящем и читаете новости.
• Если Вы не в ресурсном состоянии, отложите на время чтение новостей и пролистывание лент.
• Выработайте для себя способы нормализации состояния и быстрого снятия напряжения.
1 способ:
Если Вы чувствуете, что сознание начинает немного плыть, тревога начинает подниматься – верните себя в настоящий момент через возвращение в тело. Легонько похлопайте себя по ногам, спине, рукам и плечам. Встаньте и оглядитесь вокруг. Есть ли в поле вашего зрения круглые предметы? А красные? А красные и круглые?
2 способ:
Оцените ваше напряжение по шкале от 1 до 10.
1. Удобно сядьте или встаньте. Почувствуйте, как ноги опираются на пол или на землю. Вы плотно соприкасаетесь с опорой
2. Сделайте вдох носом. Обратите внимание, как воздух наполняет лекие. Представьте, что выдыхаете воздух черех пятки. Повторите вдох носом и выдох через пять раз.
3. Сосчитайте в обратном порядке от 30 до 1. Можно это сделать вслух или про себя.
4. Крепко обнимите себя двумя руками за плечи. Сосчитайте до пяти и отпустите. Повторите два или три раза.
Заметьте, насколько снизилось ваше напряжение после проделанных шагов.
Потому что иногда это словосочетание несёт в себе другой смысл. "Хороший ребёнок" означает тихий, покладистый, который хорошо себя ведёт, не создаёт для нас проблем, послушный... Послушный ребёнок.
Именно этого так часто хочется родителю, чтоб ребёнок был послушным.
Если родитель ставит на первое место послушание ребенка, то в конечном счёте может вырасти взрослый, который и вне дома будет послушным, только уже для других людей.
Послушный ребёнок = удобный ребенок.
А вот эта фраза невкусная. Удобный ребёнок... Хммм...
Удобный ребенок не может быть любопытным, активным, изобретательным, интересующимся, экспериментирующим.
Удобный ребенок не может отстоять свои границы и сказать "нет".
Удобный ребенок не может быть счастливым и свободным.
Удобный ребенок не может рисковать, быть инициативным, принимать решения, отстаивать свою точку зрения.
Знаете в кого вырастает удобный ребенок?
В удобного взрослого. Который удобный для других, но не счастливый внутри.
Когда ты удобный, ты не можешь быть счастливым.
Родителями тратится огромное количество энергии, чтобы заставить сделать ребенка то, что необходимо. Но если сильно увлечься, то это может стать основной целью.
Родитель хвалит ребенка за покорность. Кратковременное послушание ценится больше, чем проявление характера, смелость отстоять свое мнение, сказать самому авторитетному человеку (родителю) "нет".
Если не давать ребенку возможности быть НЕУДОБНЫМ ДЛЯ НАС, он не сможет вырасти во взрослого и быть иногда неудобным для других.
И главное!!! Не испытывать за свое неудобство чувство вины и стыд.
Именно в отношениях с родителями, ребёнок тренируется и оттачивает свои навыки, которые так пригодятся ему во взрослой жизни.
Позволяете ли вы ребенку, быть неудобным для вас?
1. Смирение — твоя главная защита.
«Врагов вокруг тебя плодит твое стремление выпятить собственное эго. Я не особенный, я просто кучу времени потратил на боевые искусства. Теперь я показываю, что умею. В мире есть много людей, которые могут сделать то же самое».
2. Гармония важнее силы.
«Мне грустно, когда я думаю, что показал только, как боевые искусства причиняют людям боль. Мне не выпало шанса доказать, что самое главное — это не бой. Это познание гармонии инь и ян, баланса между черным и белым. Только познав гармонию, ты станешь великим».
3. Счастье всегда с тобой.
«За счастьем не надо ехать куда-то далеко, оно здесь — в тихой одинокой комнате. Все твои проблемы сосредоточены в твоем же сердце, поэтому тебе просто надо изучать себя. Нужно понять, кто ты есть на самом деле. Если ты познаешь свой собственный мир, тебе больше не нужно будет бояться».
4. Чужое мнение о тебе лишь фоновая музыка.
«Относись к оценкам окружающих как к какой-нибудь песне из приемника. „Ты классный!“ — трам-пам-пам. „Ты придурок!“ — трам-пам-пам. Если оценки окружающих волнуют тебя больше, чем собственное мнение о себе, у тебя проблемы».
Очень многим для достижения результата в их деле не хватает одного - избавиться от сомнений в себе. Ниже приведены четыре тактических приема, которыми поделились известные личности автору книги "Большая восьмерка" и которые могут вам помочь.
1. Прием «Я это уже проходил»
Когда вас охватывают сомнения в собственных силах, оглянитесь назад и вспомните свои успехи и достижения. Не копайтесь в прошлом, а восстановите в памяти ситуации, из которых вы вышли победителем. Скажите себе: «Ведь я это уже делал. Смогу и на этот раз». Такой прием срабатывает, например, у легенды гольфа Тайгера Вудса. Он говорит, что когда производит последний решающий удар, загоняя мяч в лунку, то думает про себя: «Ты же делал это тысячи раз. Расслабься, подойди и загони мяч». Дайана Бин, старший вице-президент канадского финансово-страхового холдинга Manulife, говорила мне: «Все дело в опыте. Сначала ты думаешь: “Я ничего не знаю об этом и провалю дело”. А затем разбираешься, делаешь и переходишь к следующей проблеме. Снова понимаешь, что ничего о ней не знаешь, но уверяешь себя, что разберешься и справишься с ней».
2. Прием «Обогнать свои сомнения»
Вы забываете о мучающих вас сомнениях и двигаетесь вперед с такой скоростью, чтобы они вас не догнали. Этот прием часто использует известный писатель Стивен Кинг. Он говорит: «Возможностей для сомнения в себе миллион. Если я пишу быстро, записывая сюжет, как он приходит на ум, только проверяя имена и существенные моменты биографии персонажей, мне удается сохранить первоначальный энтузиазм и в то же время убежать от сомнений в себе, которые только и ждут момента».
3. Прием «Балансируя между уверенностью и сомнениями»
С его помощью вы подавляете в себе сомнения тем, что уверены в своем деле. Известный музыкант и композитор Гэри Бёртон, обладатель премии Grammy, описывает это так: «Думаю, каждый художник балансирует в оценке своего творчества от того, что оно по-настоящему выдающееся, до того, что оно никуда не годится. Иногда я говорю себе: “Ну, ты и дал маху”.
А потом переключаюсь на что-то, делаю то, что мне нравится, и думаю: “А это действительно здорово!”» Сет Годин, популярный американский автор деловых бестселлеров и иллюстраций к ним, тоже использует этот прием: «Я постоянно мечусь между мыслями о том, что пишу хорошую книгу, и о том, что каждая страница, которую я создаю, показывает, насколько я тупой и угрюмый идиот». Нюанс в применении этого приема в том, чтобы постоянно балансировать между уверенностью и сомнениями. Нельзя оставаться на одной стороне слишком долго.
4. Прием «Заспать свои сомнения»
Генеральный директор известной канадской студии по производству Анимационных фильмов Amberwood Productions Шелдон Уайзмен говорит:
«Конечно, у меня иногда возникают сомнения в собственных силах. Иногда очень тяжелые, остается только удивляться, как я с ними справляюсь. Я просто не даю им раздавить себя и стараюсь побыстрее справиться с ними. Часто помогает хороший сон. Утром встаешь свеженький и готовый сделать что угодно».
Из книги Ричарда Сент-Джона «Большая восьмерка»