Это состояние, когда человеку неясно или он смутно осознает себя как личность, включая свои ценности, убеждения, интересы, идентификацию с определенными группами или ролями в обществе.
Путаница в идентичности может произойти в результате различных факторов, таких как личный или внутрисемейный травматичный опыт, жесткие социальные давления, психологические кризисы.
Люди, страдающие от путаницы в идентичности, могут испытывать неопределенность относительно своих личностных черт, своих интересов и целей в жизни. Они могут постоянно искать свое место в обществе, сомневаться в своих способностях и выбирать различные роли или идентифицироваться с различными группами или течениями, не чувствуя прочной принадлежности к ним.
Это состояние может быть особенно ощущаться в переходном возрасте и юности, когда молодые люди ищут свою собственную идентичность и осуществляют различные эксперименты. Однако, путаница в идентичности может возникнуть и в любом другом возрасте, особенно при смене жизненных обстоятельств или когда человек сталкивается с внешними или внутренними вызовами, требующими переосмысления собственной личности.
Путаница в идентичности - это состояние может вызывать стресс и тревогу, поскольку человеку может быть сложно определиться и принять свою истинную идентичность. Однако, с поддержкой и само-исследованием, человек может преодолеть эту путаницу, и приобрести более ясное понимание себя и своих ценностей, и в конечном итоге найти гармонию с собственной личностью и окружающим миром и людьми.
И психоаналитические и ТФП терапевты считают важным развитие способности к самонаблюдению и триангуляции мышления в контексте терапии. Наличие их роста говорит о продвижении терапии и позитивных изменениях.
Что же подразумевается под самонаблюдением и триангуляцией мышления?
Самонаблюдение можно сказать является катализатором личностного роста. Оно включает в себя развитие объективного и непредвзятого осознания своих мыслей, эмоций и поведения. Благодаря самонаблюдению люди получают ценное и важное представление о своих бессознательных процессах, что позволяет им понять коренные причины своей внутренней борьбы и сделать из этого сознательный выбор, чтобы добиться желаемых перемен в жизни.
Теоретики и практики психоанализа подчеркивают важность самонаблюдения как средства позволяющего проникнуть в суть бессознательных конфликтов и мотивов. Большую роль в получении доступа и пониманию бессознательного материала играют саморефлексия и свободные ассоциации. Терапевты в ТФП подходе специально фокусируются на триангуляции мышления, которая предполагает активное участие терапевта в исследовании внутренних конфликтов пациента, моделей взаимоотношений и реакций переноса.
Триангуляция мышления - концепция, которая является ключевым элементом психоаналитической терапии и также особенно акцентируется в терапии фокусированной на переносе (ТФП). Представляет собой процесс, в котором терапевт активно включается в исследование внутренних конфликтов и эмоций человека, помогая ему осознавать и понимать их взаимодействие.
В психоанализе и ТФП понятие триангуляции мышления основано на теории переноса. Перенос - это процесс, при котором человек проецирует свои неразрешенные, неприсвоенные себе эмоции, отыгрывает отношения и конфликты на терапевта и других людей в ходе терапии. Триангуляция мышления предполагает, что вместо того, чтобы просто наблюдать перенос, терапевт активно участвует в этом процессе, чтобы помочь человеку разобраться в его эмоциональных реакциях и отношениях.
Во время психоаналитических и ТФП сессий, терапевт создает безопасное и поддерживающее пространство, в котором человек может исследовать свои переносные реакции и рассмотреть их совместно с терапевтом. Терапевт анализирует эмоциональные, поведенческие аспекты переноса, помогая человеку понять, как прошлый опыт и прошлые отношения могут влиять на его текущие мысли, чувства и поведение.
Благодаря самонаблюдению люди становятся более сознательными в своих взаимоотношениях и эмоциональных реакциях, получают представление о бессознательных процессах, что позволяет делать сознательный выбор, чтобы изменить неадаптивные паттерны, которые ухудшают качество жизни.
Клинические наблюдения специалистов подтверждают эффективность и наблюдают положительный терапевтический результат при росте способности к самонаблюдению и триангуляции в ходе терапии. Их интеграция в ходе терапии усиливает саморефлексию, углубляет понимание бессознательных процессов и способствует долговременным изменениям в психике личности.
Подводя итог, когда мы задаемся вопросом, что же можно считать позитивным изменением в терапии, то одним из важных моментов является как раз развитие способностей к самонаблюдению и триангуляция мышления.
И в этом плане, ТФП, основанная на психоаналитических теориях, раскрывает огромный потенциал для личностного роста и самопознания. ТФП помогает людям ориентироваться в своем внутреннем мире, налаживать более здоровые отношения и достигать длительного психологического благополучия.
Психологическая травма - это состояние, которое возникает в результате переживания человеком сильного эмоционального стресса или опасности жизни и здоровью, сила и интенсивность которых превышают возможность человека адаптироваться к происходящей ситуации.
Такие события не являются типичными и нормальными, в результате они подрывают основные чувства безопасности, контроля и предсказуемости в жизни человека.
К психологической травме могут привести разные события, такие как физическое или сексуальное насилие, тяжелые аварии, катастрофы, потеря близкого человека или продолжительное насилие в детстве.
Психологическая травма оказывает сильное влияние на эмоциональное состояние человека, нарушая его ощущение безопасности, может повлиять на самооценку и отношение к окружающему миру.
Симптомы психологической травмы могут включать такие состояния и последствия: повторяющиеся кошмары, тревожные мысли, повышенная тревожность, депрессия, потеря интереса к прежним занятиям, социальная изоляция, проблемы с концентрацией, раздражительность и изменения в поведении.
Процесс восстановления после полученной психологической травмы часто требует профессиональной помощи и поддержки для снятия симптомов, переработки травматичного опыта и восстановления эмоционального равновесия
1. Устал — рисуй цветы.
2. Злой — рисуй линии.
3. Болит — лепи.
4. Скучно — заполни листок бумаги разными цветами.
5. Грустно — рисуй радугу.
6. Страшно — плети макраме или делай аппликации из тканей.
7. Ощущаешь тревогу — сделай куклу-мотанку.
8. Возмущаешься — рви бумагу на мелкие кусочки.
9. Беспокоишься — складывай оригами.
10. Напряжен — рисуй узоры.
11. Важно вспомнить — рисуй лабиринты.
12. Разочарован — сделай копию картины.
13. Отчаялся — рисуй дороги.
14. Надо что-то понять — нарисуй мандалы.
15. Надо быстро восстановить силы — рисуй пейзажи.
16. Хочешь понять свои чувства — рисуй автопортрет.
17. Важно запомнить состояние — рисуй цветовые пятна.
18. Если надо систематизировать мысли — рисуй соты или квадраты.
19. Хочешь разобраться в себе и своих желаниях — сделай коллаж.
20. Важно сконцентрироваться на мыслях — рисуй точками.
21. Для поиска оптимального выхода из ситуации — рисуй волны и круги.
22. Чувствуешь, что «застрял» и надо двигаться дальше — рисуй спирали.
23. Хочешь сконцентрироваться на цели — рисуй сетки и мишени.
Контейнирование - способность к выдерживанию различных видов психической энергии: эмоций, напряжения, инстинктивных порывов. Это необходимый навык для здоровья в целом, развивается благодаря отношениям и именно в отношениях, способствует умению справляться с различными источниками стресса. Сам этот термин был введен британским психоаналитиком У. Бионом. Он предложил модель «контейнер-контейнируемое» - младенец отдаёт свои неконтролируемые эмоции в контейнер матери (реже- отца), чтобы получить их обратно в более приемлемой и легко переносимой форме. Мать вбирает в себя проецируемые на неё ребёнком части его психики и, придав им осмысленное содержание, возвращает. Какая связь возможна на основе контейнирования?
Бион выделил:
Иногда все мы недостаточно хорошие «контейнеры» - паникуем, избегаем проявления чувств, «сливаем» свои эмоции на детей. Но всё в наших руках, давайте учиться!
Теперь, когда вы вооружены теорией, переходим к практике:
Ребенок постепенно приобретёт знания, как с такими состояниями справляться самостоятельно, а его «контейнер» сможет переработать всё, с чем столкнётся.
Сказка для коррекции агрессивного поведения.
Это случилось в одном детском саду, в который ходили разные лесные зверушки. Каждое утро лес просыпался от теплых лучей солнышка, согревающих землю, а песни птиц будили лесных зверушек, и родители вели их в лесной детский садик.
Недалеко от этого детского сада жил Медвежонок. Никто из зверей с ним не дружил, потому что он со всеми дрался. “Все хотят меня обидеть, сделать мне плохо. Мне надо защищаться, потому что если я не буду драться, другие зверята будут меня обижать”,- так думал Медвежонок.
Ему было грустно всегда быть одному, и вот однажды он отправился погулять.
Ходил он, ходил и пришел к детскому садику, где играли зверята.
— Смотрите, к нам идет Медвежонок. Может, он будет нашим новым другом,- сказала Белочка.
— Но посмотрите,- закричал Зайчик,- он сжал кулаки и собирается с нами драться!
Медвежонок не слышал разговора зверят и, все сильнее сжимая кулаки, думал: “Они договариваются о том, чтобы начать меня обижать, и мне придется защищаться”.
— Мы хотим с ним дружить, а он хочет с нами драться,- закричали зверята.- Мы будем защищать себя!
И они побежали к Медвежонку. Медвежонок, увидев подбегающих зверят, очень испугался. Он еще сильнее сжал свои кулаки и приготовился драться.
— Эх ты! Мы хотели с тобой дружить, а ты хочешь с нами драться,- сказали зверята.- Мы думали, ты наш новый друг, а ты! - закричали они.
— Мы не будем с тобой дружить!
И они оставили Медвежонка одного. Медвежонок почувствовал, что ему стало очень стыдно за то, что он хотел драться с этими зверятами. Грусть переполнила сердце Медвежонка, и он заплакал. Ему стало очень плохо от того, что его все боялись, и у него не было друзей. “Что же мне делать, как подружиться со зверушками?”- думал Медвежонок. И вдруг увидел, что кулаки у него до сих пор сжаты и на них капают слезы.
“Я понял, мне надо разжать кулаки, ведь, наверное, из-за них зверята подумали, что я буду с ними драться!”- решил Медвежонок.
На следующий день Медвежонок пришел к зверятам в детский садик и не стал сжимать свои кулаки. Зверята увидели, что он не хочет драться, и решили с ним дружить. Медвежонок и зверята стали вместе играть в разные веселые игры, петь песни и танцевать. Они смеялись и рассказывали друг другу интересные истории. А Медвежонок, играя со зверушками, думал: “Я больше никогда не буду без причины сжимать свои кулаки и драться, потому, что другие зверята и не думали обижать меня. Как хорошо, что я разжал свои кулаки и понял сам, что плохо быть Драчуном!”. И от этой мысли Медвежонок почувствовал себя отлично.
1. Понимание и принятие того, что страх - это нормальная человеческая реакция. Объясняем, что все испытывают страх иногда, и это нормально.
2. Разговор с ребёнком о его страхах, о том, что их вызывает, о том, что помогло бы справиться. Позволяем выразить эмоции и почувствовать поддержку.
3. Мысль, которая поможет фокусироваться на своих достижениях может быть следующей: «Я могу справиться с этим страхом, потому что я уже смог/смогла преодолеть другие трудности в прошлом». Это отличная мотивация, напоминающая ребёнку о его собственной силе и способности преодолевать трудности.
4. Игра «Моя суперсила», в которой ребёнок и родители по очереди называют свои сильные стороны или умения, которые помогают им преодолевать трудности, достигать целей. Например, умение рисовать красивые картинки, способность слушать и понимать других людей и т.д. Игра поможет осознать свои сильные стороны и повысить уверенность в себе.
5. Игра «Охота на комплименты, в которой ребёнок и родители по очереди говорят друг другу комплименты. Например, «Ты очень хорошо готовишь», «Ты красиво танцуешь» и др. Затем обсуждаем, какие качества или достижения помогают быть успешными в этом.
Если страх ребенка серьёзно влияет на качество его жизни и совсем не уменьшается со временем, важно обратиться за помощью к специалисту.
Не секрет, что в современном высокотехнологичном и скоростном мире всё чаще человеческие чувства и моральные качества отходят на второй план, и доброты среди людей стало меньше – этот факт, к сожалению, очевиден. Поэтому сегодняшний праздник – ещё один повод вспомнить о таком качестве и категории человеческих отношений как Доброта и объединить существующие в различных странах движения за доброту, чтобы помочь людям осознать, что делать добро – совсем несложно, а результат у добрых дел и поступков колоссальный.
Творить добрые дела – невероятно просто, добро не измеряется деньгами, порой – не требует много времени и сил, главное – начать. Даже просто добрая улыбка незнакомому человеку – уже способна творить чудеса, в том числе и для самого человека, кто это Добро делает. Ведь помимо того, что добрые дела повышают всем настроение, они ещё и как нельзя лучше влияют на самочувствие, повышают жизненный тонус.
Согласно исследованию психологов и врачей из разных стран, люди, которые ежедневно совершают добрые дела, лучше чувствуют себя и физически, ощущают свою жизнь более гармоничной, обладают лучшим иммунитетом, а значит – они меньше болеют и дольше живут. Всё это даже подтверждено практическими исследованиями – когда человек делает что-то хорошее другим людям, у него повышается уровень лимфоцитов, и расширяются сосуды, это ведет к правильной работе сердца; мозг вырабатывает большое количество эндорфинов (известных как «гормоны удовольствия»), которые обладают успокаивающим эффектом, нейтрализуют воздействие стресса, облегчают депрессию. Наконец, отзывчивость сопровождается душевным подъемом, граничащим с эйфорией, что объясняется выработкой гормона серотонина, регулирующего наше настроение.