Мы строим свою жизнь: налаживаем быт, ходим на работу, готовим, стираем, убираем, даем советы, делаем покупки, налаживаем отношения, разрушаем их, разводимся, выстраиваем свою жизнь заново, беремся за лучшую жизнь детей. Со своей точки зрения – у нас же «опыт», нам «лучше знать»... И по кругу, и по кругу... Только успеть, не сломаться, чтобы всё как у всех и даже лучше. И за этой гонкой не слышим и не видим (или не хотим видеть и слышать), спрятанный за «колючками», грубостями, забитый в самый дальний уголок маленькой души отчаянный вопрос: «Мама, а Я?», «Кто Я для тебя?», «Зачем Я тебе?», «МАМА, А КАК ЖЕ Я?»
«Зачем вся эта работа, если я тебя не вижу?»
«Зачем мне эти обновки, если я не могу подойти и сказать тебе самого простого... как мне плохо?»
«Зачем мне эти диеты и новое питание, если мне плохо внутри и я один(а). Если меня никто не поддерживает, и мне не на кого рассчитывать?»
«Зачем мне этот твой новый муж и твоя новая жизнь?»
«МАМА.... А Я?»
Разговаривайте с детьми о самых простых вещах.
Разговаривайте с детьми о самых сложных вещах.
Разговариваете с детьми об очевидных вещах и самых интимных.
Говорите о чувствах, объясняйте поступки и принятые решения.
Говорите о жизни и смерти, о боли, о горе, о потере и радости....
Говорите...
И слушайте...
психолог ТОГБУ СОН "Забота" Ульяна Котельникова
....
Современные подростки нередко проявляют склонность к аутоагрессивному и суицидальному поведению. Это связано с поиском способов снизить стрессовую нагрузку или заменить душевную боль физической, если подростки не научились конструктивным способам решения этих проблем.
Родителям иногда бывает сложно понять своих детей, особенно когда ребенок уже перешел в разряд подростков и начал вести себя несколько по-другому. Однако некоторые изменения в поведении – это повод окутать свое чадо еще большим вниманием, особенно, если родители начали замечать в поведении детей какие-то странности.
Существуют «красные флаги» - определенные особенности в поведении, нетипичные для конкретного ребенка, которые могут свидетельствовать о суицидальном поведении:
Ваш ребенок больше проводит время в социальной сети «Вконтакте» чем в живом в контакте с Вами? Как выйти из оффлайна Ваших отношений и уберечь подростка от потенциальной угрозы?
Сегодня в СМИ все чаще появляются подогретые паникой новости и противоречивая информация об опасных интернет сообществах и так называемых «группах смерти» для подростков, городских квестах с риском для их жизни. Почитать об этом и составить свое впечатление можно даже теперь в «Википедии», открыты для ознакомления бывшие диалоги подростков с арестованными агитаторами, появились группы активистов, ведущие самостоятельную борьбу против «темной стороны» интернета. Это породило в среде родительского сообщества массу резонных волнений, паник и стихийных воспитательных попыток запретить подросткам использовать социальную сеть «Вконтакте» — излюбленное место встречи молодежи в интернете.
Многие родители с большой активностью открыли свою партизанскую войну в «глобальной паутине», начиная от пристального изучения профайлов своих детей до требований удалить свою страничку. Так ли эта проблема выглядит, как о ней говорят? Стоит ли еще больше усложнять и без того непростые отношения с подростками в вопросе доверия и свободы? Что важно знать об этом, чтобы заранее увидеть первые «тревожные звоночки» в поведении Вашего ребенка или его друзей? Что делать со своей тревогой по поводу этой проблемы , чтобы не переносить ее на хрупкие плечи ребенка?
Беспокойство родителей понятно — тысячи детей и подростков ежегодно предпринимают попытки убежать из дома, и хотя большинство пап и мам не верят в реальность детских угроз (причин-то, на наш взгляд, нет!), тревога все-таки остается.
Причины бегства.
Причин совершить побег из дома у ребенка множество, и чаще всего они не обдуманны. Возможно, он хочет обратить на себя внимание, выразить протест, поддержать друга. Или сбежать «за компанию», участвовать в провокационных играх или доказывать что-то сверстникам.
Чаще всего желание убежать из дома – это реакция на неприятные события: несправедливое наказание, ссора, развод родителей.
Дети могут «прощупывать почву»: проверяют, как действует на родителей подобный шантаж, и можно ли таким способом добиться желаемого.
В любом случае ребятам дискомфортно дома, и угроза сбежать — скрытый крик о помощи. Дети пугают родителей, чтобы заставить их изменить жизнь, а не просто злятся, обижаются и хлопают дверью.
Сложность в том, что демонстративные угрозы не всегда можно отличить от реальных намерений.
Как реагировать?
Показываем ребенку, что понимаем его чувства: «Догадываюсь, за что ты на меня злишься, и понимаю: тебе хочется испугать меня, заставить передумать…».
Проясняем семейные правила: «Мы —самые близкие люди, и не можем друг друга бросать. Я — твоя мама, и буду ей всегда, как и ты — моим ребенком. Мы может обижаться, злиться, но семьей остаемся. И будем уважительно относиться друг к другу».
Говорим о своих чувствах: «Мне очень неприятны твои угрозы уйти из дома. Смею надеяться, что это — злая шутка. Давай обсудим, что у нас не так»
Как правило, подростки очень эмоциональны — чувства затмевают разум, поэтому им сложно представить последствия своих решений. Задаем вопросы: «Если убежишь, то что получишь?», «Что будешь делать, если что-то пойдет не так?», «Почему именно это пришло тебе в голову?». И обязательно даем выговориться, чтобы определить причину: не хватает внимания, не умеет дружить, тяжело в общении с вами, мало свободы, не считаются с его мнением, все вышло из-под контроля.
Твоя жизнь. Твоя история. Твой Телефон доверия.
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, запускает масштабную акцию «День доверия», в которой примут участие известные психологи и педагоги, представители шоу-бизнеса и популярные блогеры. Проект приурочен к Международного дню детского телефона доверия, который ежегодно отмечается 17 мая, и направлен на продвижение Общероссийского детского телефона доверия 8-800-2000-122.
Акция стартует на нескольких площадках одновременно. С 26 апреля по 16 мая пройдет онлайн-фестиваль «Время реальных историй», в котором примут участие дети, подростки и их родители из разных уголков нашей страны. На конкурс принимаются короткие видео, связанные с основной тематикой обращений на Детский телефон доверия. В своем ролике дети и подростки могут поделиться своей историей о дружбе, отношениях со сверстниками, сложностях в школе, переживаниях первой любви, о принятии себя и окружающего мира. Родители же смогут рассказать о трудностях, с которыми они сталкиваются в процессе воспитания, будь то конфликты по поводу домашних обязанностей или сложностей с выполнением домашних заданий.
«Наша главная задача – мотивировать детей, подростков и их родителей порассуждать о том, с какими разными жизненными ситуациями мы встречаемся и о том, что из каждой такой ситуации всегда можно найти выход. И всегда можно обратиться по номеру 8-800-2000-122 за психологической помощью», - говорит председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Марина Гордеева.
Для участия в конкурсе необходимо до 16 мая поделиться видео-историями на своих страницах в «Одноклассниках», «ВКонтакте», Instargam, TikTok или Likee с хештегом #деньдоверия2021, или присылать их в специальный Телеграм-канал фестиваля: https://t.me/dendoveriya.
Неадекватные родительские установки, унижения, угрозы, желание «переломить» заставляют ребенка жертвовать своими чувствами в угоду ожиданиям родителей. В большинстве случаев у человека, который в детстве подвергался эмоциональному насилию, есть два варианта жизненного сценария: стать потенциальной жертвой или взять на себя роль «силы» и угнетать более слабых, в том числе и своих детей.
Основные виды эмоционального и психологического насилия над детьми.
Угрозы, запугивание, шантаж. Угроза отобрать или выкинуть любимую игрушку, запугивание предстоящим наказанием — все это психологическое насилие. Подвергаясь подобному давлению, ребенок теряет чувство защищенности — у него больше нет безопасного места, где он ощущал бы любовь и поддержку. В связи с этим развивается чувство страха быть наказанным за малейшую оплошность или непослушание.
Игнорирование, отчужденность. Это, пожалуй, одна из самых жестоких форм эмоционального насилия. Ребенку очень важно чувствовать любовь папы и мамы. И когда родитель его демонстративно игнорирует — не разговаривает, отворачивается или даже отталкивает, отказывается обнимать и целовать — испытывает сильнейший стресс. Он чувствует себя брошенным, ненужным и нелюбимым, и для маленького беззащитного человечка это становится настоящей трагедией.
Сравнение с другими детьми, требования, несоответствующие возрасту или возможностям ребенка. Попытки родителей стимулировать свое чадо к достижениям через сравнение с другими детьми — не лучший способ воспитания. Такой подход в большинстве случаев заставляет ребенка почувствовать себя никчемным и опять же ненужным. Ему кажется, что он не достоин любви. Подобные чувства могут возникать у ребенка и в тех случаях, когда перед ним ставятся слишком сложные задачи. Так бывает, когда родители пытаются реализовать через ребенка несбывшиеся мечты, совершенно не учитывая его возраст, личные предпочтения, способности и желания.
Изменения, происходящие с детьми в подростковом возрасте, влияют на их отношения с родителями. Мамы и папы уже не имеют на ребенка того воздействия, которым обладали раньше. Теперь на их взрослеющих детей больше влияют сверстники. Подростки отстаивают свою свободу: они хотят быть самостоятельными, пытаются выйти из-под родительского контроля и в отношениях с родителями все чаще стремятся протестовать.
В своем стремлении к самостоятельности подростки склонны не только отрицать то, что предлагают им родители, но и идти им наперекор. Противостояние родителям со
провождается сильными чувствами, проявление бурных эмоций выходит на первый план.
Во-первых, злость, потому что «отделяться» от родителей проще, злясь и обижаясь.
Во-вторых, это страх и тревога. Подросток вступает в другую жизнь, пробует «взрослые» отношения, но действует «наугад», потому что еще не умеет и не знает как.
В-третьих, он стыдится своих физиологических изменений, своих, как правило, надуманных недостатков.
В это трудное для подростка время есть еще одна «пострадавшая» сторона – родители. Они испытывают страх за ребенка и его поступки.
Что делать, чтобы не потерять контакт с подростком:
Уважение. Относитесь с уважением к ребенку, его решениям, его друзьям, даже если они вам не нравятся. Не давите на подростка и не обвиняйте его, а придерживайтесь границ в принципиально важных вопросах.
Все мы знаем, что лучшее воспитание – это использование диалоговых форм в общении с детьми. Тем не менее, многие родители по-прежнему применяют физическую силу по отношению к своим детям.
Стоит отметить: применение любой физической силы по отношению к ребенку – это насилие. Нередко родители считают, что схватить сына за ухо или дочь за волосы – это не так уж и больно, и это правда, но эти действия – физическое насилие, которое сопряжено с эмоциональным. Подобные действия направлены не столько на причинение боли ребенку, сколько на демонстрацию власти над ним.
Люди, которых в детстве «били, и ничего!» ничем не выделяются из толпы, и на лбу у них ничего не написано, но такое поведение родителей повлияло на развитие и становление их личности. Мало кто рефлексирует во взрослой жизни и понимает, что его агрессивность или пассивность, неуверенность в себе или недоверие к окружающим – следствие применения родителями физических наказаний. Последствия насилия в семье чаще всего бывают отсроченными – они появляются не сразу, а через много лет, когда малыш вырос.
Последствия физических наказаний
1. Настороженное и недоверчивое отношение как к взрослым людям, так и к сверстникам. Ребенок, которого бьют дома за провинности, в скором времени перестает доверять окружающему миру, ведь болезненные ощущения он получает от самых близких людей.
2. Подавленность, безразличие к окружающему миру. Часто родители подростков восклицают: «Ему же ничего не интересно!», даже не догадываясь, что инертность – следствие того, что в раннем детстве ребенка били по попе за любую провинность.
3. Депрессивные состояния в подростковом возрасте. В целом для тинейджеров характерна хандра вследствие возрастных особенностей, но дети, подвергающиеся насилию в семье, более склонны к депрессивным состояниям, которые в тяжелой форме могут привести и к суицидальным попыткам.
4. Жесткость по отношению к младшим детям и/или животным. Все чаще в СМИ появляются заголовки о жестоких детях, мучающих животных. Такое поведение характерно для жертв насилия, которые не могут выплеснуть свою агрессию на насильника, поэтому ведут себя жестоко по отношению к тем, кто заведомо слабее и не может дать отпор.
5. Раннее увлечение психоактивными веществами, алкоголем, никотином. Детям, которых родители били в детстве, необходимо как-то справляться со своим эмоциональным состоянием, поэтому они нередко прибегают к химической зависимости.