Семейный

помощник

Сайт создан в рамках реализации комплексной программы Тамбовской области "Защитим детей от насилия!" на 2015-2017

Одно из современных определений травли звучит так: «Травля — это агрессивное, целенаправленное поведение, которое наносит вред другому индивиду в контексте дисбаланса власти». Это значит, что у травли есть три важные характеристики.

  1. Агрессивные действия всегда происходят намеренно, а не случайно.
  2. Эпизоды агрессии случаются с определенной регулярностью, а не однократно.
  3. Человек, который подвергается насилию, не может себя защитить в силу неравенства силы или власти.

Есть четыре основных вида травли:

  • вербальная — оскорбления, унизительные комментарии, угрозы;
  • социальная — исключение из группы, игнорирование, бойкот, распускание сплетен;
  • физическая — порча вещей, физическое воздействие;
  • кибербуллинг — травля в интернете.

Обычно травля начинается с первых двух видов.

Травля — это групповое явление. Ее участниками становятся все члены коллектива.

Основные роли распределяются следующим образом. Агрессоры (преследователи, зачинщики травли) инициируют агрессию. Последователи («свита агрессоров») присоединяются к травле и активно в ней участвуют. Жертвы (мишень травли) подвергаются насилию. Наблюдатели (свидетели, «группа молчаливой поддержки») поддерживают травлю своим молчаливым одобрением или невмешательством.

Страдают все

Несмотря на то, что травля наиболее серьезно влияет на жертву (жертвы травли сталкиваются с такими ее последствиями, как социальная тревожность, генерализованное тревожное расстройство, нарушения социальной адаптации, депрессия, суицидальное поведение), она также приводит к негативным последствиям для всех участников, в том числе и для агрессоров.

Дети и подростки, которые многократно выбирают роль агрессора, во взрослом возрасте статистически чаще подвержены развитию тревожного и депрессивного расстройства, более склонны к злоупотреблению психоактивными веществами, совершению антисоциальных поступков, нарушению закона.

Также бывшие агрессоры имеют в среднем более низкий уровень образования и больше проблем с трудоустройством, хотя бывают среди них и отличники. Им сложнее сохранять друзей, они значимо чаще исполь­зуют насилие в близких отношениях.

Как реагируют родители?

Информация о том, что ребенок является зачинщиком травли, часто шокирует родителей. Очень сложно поверить в то, что один из самых любимых и важных людей на свете совершает поступки, которые осуждаются обществом. Поэтому одна из частых реакций родителей детей агрессоров — объявить, что это все неправда, проблема надуманная, дети так играют или всем просто показалось.

Другая частая реакция — обвинить жертву, сказав, что она сама спровоцировала такое отношение и поведение, а агрессия — это справедливая ответная мера.

Как поговорить с ребенком

Разговаривать с ребенком — зачинщиком травли нужно спокойно, в понимающей форме; без криков, угроз, оскорблений, личных оценок. Тогда ребенок начинает прислушиваться, становится полноценным участником беседы, учится разбираться в проблеме и брать на себя ответственность за свои действия.

Полезно коротко сказать, что вы узнали о ситуации в классе. А дальше очень деликатно с проявлениями любви, доверия и заботы расспросить о том, какие чувства ребенок испытывает, что ему хотелось бы получить, используя такие методы.

Важно дать возможность выговориться полностью, проговорить свои чувства (злость, зависть, тревога, страх казаться слабым в глазах сверстников, желание быть самым сильным и контролировать все действия в классе и др.).

Можно использовать как помощника книгу Н. Кедровой «Азбука эмоций». Там очень понятно и точно описаны разные чувства: как они ощущаются, выражаются, к чему приводит их не очень экологичное выражение или, наоборот, подавление. Важно поддерживать ребенка в том, что он имеет право на любые чувства, но при этом не на любые действия. Поэтому в беседе стоит спросить, как можно по-другому, без оскорблений, унижений, драк прийти к желаемой цели.

Далее нужно назвать вещи своими именами: «Такие действия — это причинение вреда другому человеку, то есть насилие». И сказать ребенку, что ответственность за насилие всегда лежит на авторе насилия.

Единственная причина, почему кто-то применяет насилие, — потому что он сам выбрал этот путь, а не потому, что кто-то провоцирует или «сам виноват».

Ребенку стоит поучиться сдерживаться и не совершать насилие, задавая себе вопрос: «Что я на самом деле чувствую, когда хочу сделать другому больно?» — и выбирая другие способы избавления от неприятных чувств. Например:

  • не давать страху возобладать над собой, ведь на самом деле нет никакой угрозы в том, что кто-то выглядит или ведет себя не так, как вы ожидаете, а значит, нет необходимости нападать или защищаться;
  • укреплять свою самооценку, составляя список своих достоинств и размышляя над тем, насколько они зависят от одобрения окружающих;
  • тренировать самоконтроль, учиться справляться с гневом другими способами, кроме насилия в адрес других (например: дышать, делая выдох чуть длиннее вдоха; выходить из помещения; кричать в уединенном месте; переводить фокус внимания на мир за окном; включать музыку и др.);
  • замечать зависть и превращать «черную» зависть в «белую», направляя энергию не на разрушение, а на достижение своих целей;
  • обращаться за помощью и советом, рассказывать о переживаниях близким.

Всегда стоит помнить о том, что можно обратиться за консультацией к психологу или записать ребенка на курс психологических занятий, чтобы помочь ему лучше понимать себя, замечать свои чувства и потребности, управлять своим поведением.

65e913a32d667b9af7459e0af3aab4ccТриада Мысли-Чувства-Действия. Что первично?

Соблюдая баланс между чувствами, мыслями и действиями, можно управлять своим самочувствием, своими поступками, своей жизнью в целом.

Итак, чувства, мысли и действия (душа, разум и тело) - это три кита, на которых держится гармония внутреннего мира. Если же один из компонентов игнорируется или наоборот непомерно раздувается, то явно жди определенные трудности.

Если исключены действия:

Все утопические идеи устройства мира из этой серии. Часто оторванные от реалий жизни они так и не находят воплощения. Много идей и планов, много эмоций по этому поводу, но вот до конкретных действий руки не доходят. Постоянное откладывание важных дел на потом в зарубежной психологии называют страшным словом «прокрастинация».

Обломов - утрированный образ человека, который промечтал всю свою жизнь, лежа на диване. Были у него устремления, были и определенные обязательства, но он так и не смог вырваться из плена уютного халата. Был момент, когда он влюбился и встрепенулся от спячки. Правда, хватило его ненадолго и он снова «заснул».

Обломову пошло бы на пользу меньше думать, больше действовать, рисковать и выходить из зоны комфорта. Пусть медленно, но все-таки двигаться навстречу к своей цели.
Скорее всего, на этом пути будут одолевать сомнения и страхи. Ошибки и заблуждения тоже не обойдут стороной. Заручиться поддержкой хорошего друга и начинать действовать маленькими шагами.

1663303589 3 mykaleidoscope ru p neopisuemaya radost vkontakte 4Если начали ощущать, что с вами что-то не так и грустные мысли одолевают со всё большей силой, ищите способы, которые помогут справиться с этим состоянием.

1.Чтобы у вас всегда было хорошее настроение, научитесь себя контролировать. Не обижайтесь по пустякам, постарайтесь не ссориться с близкими вам людьми, прощайте их. Прощая, вы избавляетесь от гнева и мстительных чувств, которые разрушают в первую очередь вас самих.

2.Попробуйте смотреть на мир с юмором. Даже если вас оскорбили или вы попали в непростую ситуацию, всё равно улыбнитесь и скажите себе: «И это тоже пройдёт!». Невероятно, но у тех, кто искренне верит, действительно, всё плохое уходит.

3.Не сидите дома, обижаясь на весь мир! Можете не сомневаться: на улице, в компании друзей и знакомых настроение плохим не бывает. Доказано!

4.Внесите в свою жизнь элементы новизны. Психологи рекомендуют время от времени изменять устойчивые привычки – например, завести новое хобби или сменить стиль одежды.

5.Научитесь расслабляться. Когда выполняете какую-нибудь нудную работу, думайте о чём-нибудь приятном. Например, о предстоящей встрече с друзьями.

6.Остановитесь, оглянитесь… Иногда люди оказываются в западне просто потому, что не находят времени задуматься, в нужном ли направлении они двигаются. Следует вовремя наводить порядок в мыслях, целях, связях, так же, как вы регулярно делаете уборку в помещении.

7.Относитесь к жизни проще. В жизни всегда есть место подвигу, однако нужен он далеко не всегда. Старайтесь сосредоточиться на том, что вы делаете в данную минуту. Часто это скорее способствует успеху, чем желание гарантировать долгосрочный результат. Радуйтесь даже мелким успехам и маленьким достижениям.

8.Сохраняйте чувство перспективы. Жизнь есть движение, и то, что сегодня представляется трагедией, возможно, завтра вызовет улыбку. Не зря ведь говорят – “утро вечера мудрее”.

9. Если вам хочется полежать в постели и похандрить, лучше не идти на поводу у этого желания, двигайтесь – и ваши эмоции также станут более подвижными. Посмотрите фильм, сделайте уборку… Это самый эффективный способ предотвратить депрессию в зародыше.

Хорошего вам всем настроения!

16469cf9a0472701831e1eff09c8814f

Чтобы было легче ориентироваться в степени усугубления травли, мы выделили уровни опасности от 0 до 3:

Уровень «0». Деструктивная игра.

В этом случае дети не осознают, что наносят вред другим, также нет понимания «меня обидели».

Воспитателю стоит рассказать детям чем хорошая игра отличается от плохой и предложить позитивную альтернативу для активностей, применять побольше мероприятий на сплочение коллектива.

Уровень «1».

Жертва чувствует вред. На этом этапе ребенок понимает, что обидные слова или действия приносят ему дискомфорт и он начинает искать защиту в лице воспитателя.

В этом случае стоит собрать коллектив вместе, сказать всем, что в коллективе есть проблема в общении: оно стало небезопасным для всех. Такое общение против правил нашего лагеря, поэтому мы договариваемся о правилах общения для всех и все вместе следим за их соблюдением. Здесь будут полезны совместные просмотры фильмов на тему травли или чтение книг с последующим обсуждением.

Уровень «2».

Жертва чувствует вред и беспомощность. Ребенок понимает, что над ним издеваются регулярно, структура в коллективе меняется. Но он боится говорить воспитателю или делает это очень осторожно, т.к, возможно, уже имел негативный опыт после обращения за помощью.

На этом этапе важно работать с травлей, но также оказывать дополнительную поддержку ребенка - жертвы травли; подумать о мерах по его защите.

Уровень «3». Игнорирование травли.

Тот самый сложный и неприятный момент, когда взрослый все видит и понимает, но не хочет или не знает как остановить травлю.

Здесь необходимо привлечение выше стоящих взрослых.

Разобрав все уровни опасности травли, можем сделать вывод, что травлю важно замечать в самом начале - тогда для ее прекращения достаточно беседы с воспитателями, напоминания о правилах и усиления работы над активностями по сплочению коллектива.

Как и в случае школьной травли, в лагере необходима работа со всей группой целиком. А взрослым важно уметь замечать самые первые признаки травли.

  1657204972 14 kartinkin net p medvezhonok art spyashchii krasivo 15

Найди занятие по душе

Мысли об одиночестве приходят тогда, когда тебе нечем заняться. Поэтому нужно найти для себя интересные занятия, которые станут приносить тебе позитивные эмоции.

Это поможет справиться с одиночеством.

Начни делать что-то такое, чего ты никогда не делал раньше.

Вырвись из повседневной рутины, выйди за пределы зоны комфорта. Например, начни брать уроки танцев или живописи, посещать спортивную секцию. Как минимум, это будет первым шагом на пути к выходу из одиночества, а как максимум ты найдешь новых знакомых и возможно новых друзей.

Заведи домашнего питомца

Домашние животные – это отличные друзья, которые избавят тебя от грустных мыслей об одиночестве. Ты начнешь играть с ними, заботиться о них, выгуливать, кормить. Они будут тебя встречать со школы и дарить тебе радость.

Помогай другим людям

Это хорошее лекарство от одиночества. Оно поможет тебе не только ощутить свою значимость, но и приобрести новых друзей и знакомых.

Учись быть счастливым прямо сейчас

Не оправдывай свое плохое настроение отсутствием общения. Дари себе минуты радости прямо сегодня. Учись быть счастливым человеком в компании самого себя. Пой песни, танцуй, гуляй, делай все то, что бы ты делал, если не был одиноким. Хочешь сходить в кино, иди. Действуй!

Веди личный дневник.

 Свободно записывай все, что хочешь, не сдерживая и не ограничивая себя, это твой дневник и твои чувства. Фиксируя свои эмоции на бумаге, ты можешь увидеть сформированные в процессе жизни определенные привычки или стиль поведения, и, если это действительно мешает, можно попробовать взять над ними контроль и попытаться что-то изменить. Ведение дневника позволит тебе критически посмотреть на свое поведение, проследить за реакциями, отталкивающими людей, понять причины одиночества. По прошествии времени, ты сможешь использовать свой дневник как энциклопедию и при возникновении сложной ситуации получишь наилучший совет и руководство — от самого себя. Дневник станет документальным свидетельством твоих достижений и прогресса. Ты можешь также записывать в него все хорошее, что происходит с тобой в данный момент, или то, за что ты испытываешь благодарность.

1674062575 gas kvas com p risunki na temu zhestokoe obrashchenie s d 29

Ребенок

Важно помнить, что ребенок является жертвой и ни в коем случае не виновником жестокого обращения с ним. Некоторые индивидуальные особенности ребенка могут подвергать его повышенному риску жестокого обращения:

  • возраст ребенка: до четырех лет или подростковый возраст;
  • рождение ребенка вопреки желанию родителей или неоправдание их ожиданий от ребенка;
  • наличие особых потребностей, внешних физических отклонений, постоянный плач;
  • наличие интеллектуальных или неврологических нарушений;
  • гомосексуальная, бисексуальная или трансгендерная принадлежность с точки зрения самого ребенка или по мнению окружающих.

Родители или воспитатели

К числу индивидуальных факторов, повышающих риск жестокого обращения с ребенком со стороны родителя и воспитателя, относятся:

  • дефицит эмоциональной близости с новорожденным;
  • отсутствие привычки заботиться о ребенке;
  • опыт перенесенного жестокого обращения в детстве;
  • незнание особенностей развития ребенка или завышенные ожидания;
  • злоупотребление алкоголем или употребление психоактивных веществ, в том числе во время беременности;
  • низкая самооценка;
  • неконтролируемое импульсивное поведение;
  • наличие психических или неврологических нарушений;
  • противоправное поведение;
  • финансовые трудности.

Взаимоотношения

К факторам, повышающим риск жестокого обращения с детьми вследствие динамики взаимоотношений в семье либо между сексуальными партнерами, друзьями и ровесниками, относятся:

  • разлад в семье или насилие между другими членами семьи;
  • социальная изоляция или отсутствие круга поддержки;
  • отсутствие помощи в воспитании ребенка со стороны родственников.

Повышению риска жестокого обращения с детьми могут способствовать характеристики ближайшего социального окружения и общества в целом, в частности:

  • гендерное и социальное неравенство;
  • отсутствие подходящего жилья или услуг по поддержке семей и соответствующих общественных институтов;
  • высокий уровень безработицы и нищеты;
  • доступность алкоголя и наркотиков;
  • неэффективность стратегий и программ по предупреждению жестокого обращения с детьми, детской порнографии, детской проституции и детского труда;
  • социальные и культурные нормы, оправдывающие и поощряющие насилие в отношении других людей, одобряющие применение телесных наказаний, жестко закрепляющие гендерные роли или умаляющие статус ребенка во взаимоотношениях между родителями и детьми;
  • социальные, экономические, медико-санитарные и образовательные стратегии, приводящие к снижению уровня жизни или социально-экономическому неравенству или нестабильности.

perky effect

Свидетели буллинга – их называют «союзниками» или «зрителями». Ими могут быть как дети, так и взрослые – технический персонал или учителя, которые не вмешиваются, когда буллинг происходит у них на глазах. Хотя очевидцы и не реагируют, но они тоже находятся под впечатлением от увиденного: часто испытывают страх, находясь в школе, чувствуют себя беспомощными, потому что не могут остановить буллинг; могут также испытывать чувство вины из-за своего бездействия или из-за того, что они присоединились к буллерам.

Буллинг заразителен, его можно сравнить с социально-заразной болезнью. Зрители вынуждены выбирать между силой и слабостью (жертвы часто выглядят смешно и жалко), и им не очень хочется ассоциироваться со слабыми. Зрители часто не чувствуют личную ответственность, так как буллинг провоцирует просто делать, как все.

prince.jpg«Привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».Принц поднимался на рассвете, приводил себя в порядок, а затем отправлялся приводить в порядок планету – пропалывать баобабы, так как они могли разрастись и уничтожить его маленькую планету. И раз в неделю он прочищал вулканы.

Урок первый: Ежедневно заботься не только о себе, но и о мире вокруг – он должен быть чистым, красивым и безопасным.

Дурную траву нужно вырывать с корнем, как только ее узнаешь, иначе потом от сорняков не избавишься, и они уничтожат планету.  Здесь можно провести аналогию с дурными привычками – всё плохое в себе и вокруг необходимо искоренять. «Это очень скучная работа, но совсем не трудная» – говорит главный герой.

«Довольно только передвинуть стул на несколько шагов. И ты снова и снова смотришь на закатное небо – стоит только захотеть».На крошечной планете солнце уходило за горизонт каждые полчаса. В минуты грусти главный герой любовался закатом, передвигая стул. Столько раз, сколько хотелось.

Урок второй: когда тебе грустно, делай то, что приносит радость: рисуй, слушай шум прибоя, пение птиц или любимую музыку, читай стихи или книги, смотри фильмы. В твоих силах продлить эти моменты – «передвигай стул»!

«Ты всегда в ответе за тех, кого приручил». Во время путешествия Маленький принц встретил Лиса, который стал ему другом: «Если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете…». В день разлуки лисёнок сказал: «Помни, что ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

Урок третий: чувство ответственности – одно из самых значимых в жизни. Приближая к себе человека, ты даёшь ему право рассчитывать на твою поддержку. Береги оказанное доверие: выполняй обещания, не причиняй боль и не предавай. Твоё отношение к людям должно быть таким, какого ты ждёшь от них к себе.

И ещё: «Когда даёшь себя приручить, потом случается и плакать».

Обязательно вдумчиво перечитай «Маленького принца»! Запиши мысли, которые кажутся тебе важными.

Если возникнут вопросы или потребуется совет – звони 8 800 2000 122 —Детский телефон доверия — всегда на связи!

 

 

Телефон доверияУполномоченный по правам ребенка
в Тамбовской области 

(4752) 72-65-44
Отдел охраны прав детства управления образования и науки области 

(4752) 79-23-30 

Отдел демографической и семейной политики управления социальной защиты и семейной политики области

(4752) 79-16-52